Экономика

РУСАЛу нужны инженеры новой формации

Поделиться:

В Красноярске прошел круглый стол о проблемах подготовки инженеров для металлургической отрасли, организованный компанией РУСАЛ. В дискуссии приняли участие представители компании, руководители Министерства науки и высшего образования РФ и Сибирского федерального университета.

Почему РУСАЛ инициировал такой разговор? Дефицит высококвалифицированных инженерных кадров существует давно, скажут читатели и будут правы. Но сегодня вопрос можно назвать чрезвычайно актуальным по трем основным причинам.

Во-первых, продолжающийся демографический кризис создает серьёзный кадровый голод во многих отраслях, и металлургия не исключение. На мартовском Красноярском экономическом форуме, где тема кадров стала одной из ведущих, эксперты озвучили количество вакансий в металлургической отрасли – 60 000 (!). Говоря о своих потребностях, РУСАЛ называет цифры пятилетнего прогноза: рабочих и специалистов со средним специальным образованием необходимо 5000, инженеров – выпускников вузов – 3000. В Красноярском крае на алюминиевые заводы ежегодно принимают до 1500 человек.

Во-вторых, экономика современного мира трансформируется с невероятной скоростью. Новая реальность требует не просто инженеров, а сильных инженеров, с новыми профессиональными компетенциями.

И в-третьих, совсем скоро в России начнётся вступительная кампания. Выпускники сдают ЕГЭ и окончательно принимают решение, на кого пойти учиться. «Конечно, на инженеров!» — говорят русаловцы. Но на инженеров будущего — с технологиями четвертой промышленной революции.

Важный нюанс – технологии совершенствуют мир, но придумывают их люди. Поэтому так важно уделять особое внимание образованию, искать одаренных людей и помогать им развивать свои таланты. «Я уверен, что большинство людей рождаются способными, восприимчивыми ко всему новому, — отмечал основатель РУСАЛа Олег Дерипаска. – Но очень важно развить этот дар, чтобы стать по-настоящему талантливым человеком. Ведь талантливый человек в состоянии не только выдвинуть идею, но и побороться за нее, за ее продвижение в жизнь, признавая свои ошибки и учась у коллег и конкурентов».

Когда и как учить?

Любой работодатель хочет получить готового специалиста, обученного с учетом специфики конкретного производства. Сейчас попросту нет времени доучивать и тем более переучивать. Поэтому последнее десятилетие крупные компании очень продуктивно работают с перспективной молодежью – привлекают, мотивируют, обучают задолго до окончания учебных заведений.

Читайте также:
Дружинники-металлурги получили благодарность от руководства тайшетской полиции

Как разместить новость на Тайшет24

— Мир меняется настолько быстро, что заставляет нас как работодателя не ждать годами образовательного результата, а стать участниками процесса. Нужно не подстраивать готовых инженеров под наши задачи, а формировать необходимые профессиональные компетенции на этапе обучения, — отмечает Татьяна Корнева, директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре компании РУСАЛ.

РУСАЛ в вопросах кадровой политики – один из лидеров в стране: ранняя профориентация, едва ли не с детского сада, научные фестивали, всероссийские олимпиады, корпоративные классы в школах и группы в вузах, практика на предприятиях в реальных условиях, производственные экскурсии, совместные научно-исследовательские проекты с высшей школой, стипендиальная программа для студентов.

Многие из этих перечисленных проектов РУСАЛ продумывает и реализует с Сибирским федеральным университетом – опорным вузом компании.

— Договор о долгосрочном сотрудничестве с РУСАЛом в области образования, науки и инноваций действует с 2010 года. Программа обширная, разносторонняя, нацеленная на значимые для отрасли проекты, в том числе связанные с импортозамещением, — рассказывает Владимир Баранов, директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ. — Их результаты – новые материалы, оборудование, технологии — внедряются на предприятиях РУСАЛа, а студенты из научно-исследовательских команд после окончания вуза становятся сотрудниками компании.

Традицию поддержки науки и развития сотрудничества с учебными заведениями Сибири много лет назад заложил основатель РУСАЛа Олег Дерипаска. Время и люди дают идеи, их поддержка меценатами рождает уникальные проекты.

Например, сегодня невозможно представить инженеров будущего, будь он металлург или эколог, без IT-компетенций. Год назад Академия IT открылась в Иркутске, теперь программа стартует и в Красноярске. Студенты получат возможность пройти качественную, углублённую подготовку по IT-специальностям металлургического и энергетического секторов бизнеса.

— Процесс подготовки этого проекта занял несколько лет, он масштабный, системный. 120 студентов IT-направлений СФУ будут в течение трех лет дополнительно к своему образовательному курсу обучаться в Академии IT. Уже подано 140 заявок, состоится конкурсный отбор, — уточняет Денис Капулин, директор Института космических и информационных технологий СФУ.

Читайте также:
РУСАЛ наращивает количество проектов по переработке алюминия

«Академики» получат массу преференций: участие в реальных IT-проектах РУСАЛа, обучение приглашенными спикерами – экспертами в области информационных технологий, практика на предприятиях алюминиевого дивизиона, дополнительная стипендия 10 000 рублей, диплом с гарантией трудоустройства в РУСАЛ.

О чем должен знать студент

Однако вызовы времени требуют глобальных, системных подходов и объединения всех заинтересованных сторон – государства, высшей школы, бизнеса. Принципиальный вопрос – чему учить и как.

– Чтобы быть сегодня конкурентоспособными, нам требуются инженерные кадры новой формации и самых разных специальностей, — говорит Андрей Назаров, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ. — Знать, куда движется отрасль, — принципиальный вопрос для современных образовательных программ подготовки студентов. Говоря о том, какие инженеры и под какие задачи нам нужны сегодня, я бы выделил три ключевых направления развития нашей компании:

  • Первое — ESG-повестка. Речь об экологической перестройке – переходе на современную и экологичную технологию производства алюминия. Еще один тренд ЕSG — управление отходами. Стратегия компании предусматривает переход на экономику замкнутого цикла до 2030 года. Чтобы все это реализовать, нужные научные подходы, технологии, оборудование.
  • Вторым нашим стратегическим направлением развития являются новые виды продукции c добавленной стоимостью. В Красноярске сегодня на базе Инженерно-технологического центра РУСАЛа действует опытно-промышленный литейный комплекс, где разрабатываются новые сплавы и новые технологии. А поскольку мы хотим быть поставщиком приоритетного выбора для покупателей нашей продукции, то это диктует и качество, и скорость разработки новых сплавов, пробных партий, сертификатов.
  • И третий, не менее важный тренд, — повышение общей эффективности. Это цифровизация, автоматизация бизнес-процессов компании, начиная от поставки сырья до отгрузки в портах готовой продукции. Это машинное зрение и роботизация целого ряда процессов, ЗD-технологии — все это активно в РУСАЛе развивается. К примеру, ЗD-печать некоторых критичных видов технических элементов в рамках импортозамещения. Плюс мы внедряем проекты по управлению производством алюминия с применением BigData, беспилотных аппаратов.

Инженерная школа будущего

— Сегодня мы находимся в укладе автоматизированного производства, а наша задача — к 2030 году перейти на интеллектуальные системы. В этой логике мы должны уйти от линейного технолога, отчасти пересмотреть кайдзен-технологии и материалы, перейти к инженеру сплавов и в итоге выйти на конструктора процессов, — образно формулирует цель проректор по учебной работе СФУ Денис Гуц.

Читайте также:
Победители викторины РУСАЛа станут участниками экспедиций «Экопоколение»-2024

Как раз для того, чтобы перестроить обучение инженеров в соответствии с современными реалиями, с нынешнего года запущен федеральный проект «Передовые инженерные школы». Его цель – обеспечить высокопроизводительные, экспортноориентированные отрасли экономики страны квалифицированными кадрами. Задача — создание инфраструктуры для подготовки студентов с современными, высотехнологичными компетенциями.

К 2024 году в российских вузах будет создано 30 таких школ, 100 научно-технических и экспериментальных лабораторий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением, создано 100 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, владеющих передовыми цифровыми технологиями.

Выступавший на круглом столе заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Алексей Левченко сообщил о результатах приема заявок от вузов в проект «Передовые инженерные школы».

— Ключевой момент — подготовка инженерных кадров в этих вузах будет проходить в партнерстве с ведущими технологическими компаниями, — отмечает Алексей Левченко. — Интерес к новому проекту высокий. На участие в конкурсном отборе мы получили от университетов 91 заявку.

Результаты станут известны в конце июня. В отборе на создание передовой инженерной школы участвует и Сибирский федеральный университет. Заявка СФУ подготовлена совместно с компанией РУСАЛ. СФУ и РУСАЛ намерены реализовать научно-технологические проекты, способные решать перспективные задачи отрасли – достижение углеродной нейтральности, сокращение промышленных отходов и расширение сфер потребления алюминия.

Задача — более чем амбициозная, но решаемая. Ректор СФУ Максим Румянцев обещает, что к 2030 году красноярская передовая инженерная школа должна стать центром компетенций мирового уровня в области прикладных и фундаментальных исследований в цветной металлургии, а ее выпускники – инженерной элитой отрасли. Таким все задачи по плечу.

WWW.KRSK.KP.RU

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!