Главное Интервью Транспорт и дороги

Женская автомобильная революция в Тайшете, местечковая деградация и водители-беспредельщики

Поделиться:

Тайшетская автошкола «АБВ» снова подняла цены на обучение. За последний год курс профессионального мастерства для получения водительского удостоверения категории «B» подскочил в стоимости на 40%. Но потенциальных водителей это не останавливает — от желающих выучиться нет отбоя. Уже сейчас ведётся набор в группу, которая начнёт заниматься только в середине мая. Эти курсанты смогут законно сесть за руль в лучшем случае в сентябре.

Самое интересное, однако, вовсе не это. Поражает то, что подавляющее большинство кандидатов в водители – женщины. Преподаватель автошколы Роман Файзуллин, который в этой сфере работает уже четверть века, однозначно утверждает: с течением времени представительницы прекрасного пола тяготеют к автовождению всё больше и больше. В совсем ещё недавнем прошлом по половой принадлежности его воспитанников можно было разделить примерно поровну. Сейчас же в некоторых группах на 30 курсантов приходится всего два-три мужчины.

Роман Михайлович Файзуллин — добрый, но строгий

— Вождение автомобиля давно перестало быть прерогативой мужчин, — делится соображениями Роман Михайлович. — Это связано не только со стремлением женщин к самостоятельности, но и с тем, что они поневоле вынуждены взваливать на себя часть несвойственного им функционала. Мужья то на вахтах, то на работе с утра до ночи, поэтому девчонкам приходится учиться на права, чтобы иметь элементарную возможность самостоятельно съездить в магазин за продуктами, увезти ребятишек в садик, в школу…

— Женщины сложнее овладевают искусством автомастерства?

— В том-то и дело, что с ними и легче, и интереснее. Они гораздо более ответственно относятся к обучению. И если какую-то истину женщина усвоила, то она её уже не забудет. И занятия дамы прогуливают гораздо реже, чем мужчины. Ещё нужно отметить более творческий, более углублённый подход девушек к процессу получения знаний: они способны задавать и преподавателям-теоретикам, и инструкторам такие вопросы, которые парням и в голову никогда не придут.

Само собой, чем курсант моложе, тем легче его обучать – вне зависимости от половой принадлежности. У более молодых и зрительная память лучше, и способность восприятия информации гораздо выше. С теми, кто старше, посложнее: встречается напряжёнка с памятью, некоторая рассеянность. Кто-то не может сосредоточиться на занятиях из-за своих бытовых проблем.

И опять же – чем человек старше, тем более ответственно он относится к учёбе. Его не приходится уговаривать и убеждать, он не ссылается на занятость и гораздо реже пропускает занятия.

Мы не перестаём повторять каждому: тот факт, что вы заплатили за обучение деньги и формально присутствуете на лекциях, не гарантирует того, что водительское удостоверение уже у вас в кармане. Его нужно завоевать усердием и упорством!

— Бывает, что внезапно человек разочарованно бросает обучение в автошколе, потому что у него что-то не получается?

— Да, время от времени происходит такое, что человеку не поддаётся управление учебным автомобилем или он не может совладать с экзаменационными билетами. И тогда курсанта действительно постигает разочарование: мол, не моё это, не получается, не могу и не буду, и не видать мне водительского удостоверения…

Тогда мы мягко наседаем: не переживай, давай ещё разок попробуем, у тебя всё получится! Самое главное в такой ситуации – это преодолеть психологическое состояние, когда кандидату в водители кажется, что весь мир рухнул.

Я вам ответственно заявляю: научить водить машину можно любого человека!

Мы все разные: что-то мозг сразу ухватил, а что-то ну никак не доходит. Путаем остановки и стоянки, ограниченную видимость и недостаточную. Кто-то путает право и лево, педали газа и тормоза… Но это всё поправимо!

— Роман Михайлович, после введения новых норм сдачи госэкзаменов насколько ухудшились показатели?

— Скрывать не буду: когда в апреле прошлого года государство стало более строго подходить к этому вопросу, мы буквально хватались за головы. Здесь есть два важных аспекта.

Во-первых, раньше сдача практической части экзаменов, то есть вождения, проходила по конкретным маршрутам в городе, которые мы нарабатывали годами. За 50 часов учебной езды, которые заложены в нашей программе, курсанты буквально заучивали каждый метр на таких маршрутах.

Во время экзамена они понимали — неожиданностей не будет и инспектор никогда не скажет: а сверните-ка на следующем перекрёстке направо, а вот за тем домом выполните разворот! Сейчас же, в соответствии с новыми требованиями, экзаменационный маршрут меняется ровно так, как того захочет сотрудник РЭО.

Во-вторых, до недавних пор во время экзамена обстановка в учебном автомобиле была достаточно комфортной для кандидата в водители. По правую руку от него привычно сидел инструктор, а сотрудник полиции занимал место на заднем сиденье. Уровень эмоциональной напряжённости был гораздо ниже. Сейчас инструктор находится сзади, а инспектор – на пассажирском сиденье рядом с экзаменуемым. Это создаёт совершенно другой психологический фон, и этот стресс курсанту нужно как-то пережить.

В течение некоторого времени после внедрения новой системы количество успешно сдающих экзамены с первого захода существенно снизилось. Потом систему более или менее отработали, притирка прошла, и сейчас ситуация изменилась в пользу курсантов.

В течение первого месяца обучения в автошколе – ещё до начала практических занятий — курсантам необходимо определиться с очень важным моментом: будут они учиться (и сдавать экзамены) на автомобиле с механической коробкой передач или же с автоматической.

Первый вариант привлекателен с той точки зрения, что за тот же срок обучения и ту же стоимость курсант фактически получает пакет «Всё включено». Обладатель такого водительского удостоверения будет иметь право сесть за руль машины на механике, автомате, с вариатором или роботом.

Во втором случае на оборотной стороне водительского удостоверения ставится отметка «АТ» — «Автоматическая трансмиссия». Такой водитель прокатиться на «Жигулях» 1986 года уже не сможет – ему доступно управление автомобилями исключительно с автоматом. Всё прочее будет приравниваться к вождению без прав и соответствующим образом караться законом.


— Подавляющее большинство, вероятно, выбирают «автомат»?

— Нет. Например, в группе, которая приступила к занятиям пару недель назад, 80% склоняются к тому, чтобы учиться на механике. Причина понятна: человек, имея возможность получить более обширные знания и возможности, стремится этим шансом воспользоваться. Хотя ещё совсем недавно количество приверженцев обоих вариантов было примерно одинаковым.

Встречаются, конечно, те, кто не по своей воле пошёл на механику — это происходит в случаях, когда в семье уже есть автомобиль (а может, и не один) именно с механической коробкой передач. В такой ситуации учиться на автомате не совсем логично.

После начала практических занятий некоторые курсанты меняют мнение и переходят на альтернативный вариант.

Автоматическая коробка – это, конечно, гораздо удобнее. Тем более в городских условиях, когда плотное движение, когда нужно делать частые остановки перед пешеходными переходами, светофорами, нерегулируемыми перекрёстками. Я уже много лет езжу на автомате, а левая нога всё равно порой вздрагивает в поисках третьей педали. Это, кстати, происходит со многими автомобилистами, которые не один год катались на механике.

Автомат влечёт повышенный расход топлива. У этих машин более нежная трансмиссия, а владельцу необходимо тщательнее следить за наличием масла и строго выполнять рекомендации завода-изготовителя (в том числе что касается и требований к буксировке).

Считаю, что какие-то категоричные утверждения на предмет того, что лучше – механика или автомат – вообще неуместны. Это – извечный спор, и мнения профессионалов на такую тему очень сильно расходятся. Но признаюсь: по доброй воле я уже никогда не пересяду на машину с механической коробкой.

— Роман Михайлович, согласитесь: после получения водительского удостоверения ваши бывшие курсанты, если ездят только по Тайшету, начинают сильно деградировать?

— Я очень часто слышу от наших курсантов: дескать, зачем нам учить эти замысловатые жесты регулировщиков и вникать в нормы взаимодействия с трамваями, если в Тайшете нет ни того, ни другого?! И всегда настаиваю: учите! Одному Богу известно, что вам жизнь приготовила – утром вы в Тайшете, а вечером окажетесь в Красноярске! И что делать будете?!

Не склонен называть притупление знаний грубым словом «деградация». Мы же прекрасно понимаем, что та информация, которая не используется человеком, со временем за ненадобностью вылетает из головы. Да, дорожных знаков в Тайшете меньше, и что-то вскоре начинает забываться. Но если вы собрались в поездку в соседний город, возьмите эту тоненькую книжечку (Правила дорожного движения – авт.), полистайте, освежите в памяти знаки, правила проезда колец…

— Как вы относитесь к расхожему мнению о том, что в Тайшете – какая-то особая каста водителей-беспредельщиков?

— Категорически не согласен. Моральный климат на дорогах во всех городах, будь то Тайшет или Красноярск, оставляет желать лучшего. И наш город ну ничем не выделяется в худшую сторону! У нас не меньше, чем в других городах, ответственных водителей, которые уступят, пропустят, помогут. Каждому автомобилисту в первую очередь нужно стремиться к тому, чтобы самому вести себя на дороге разумно.

И мы в первую очередь всеми силами стремимся к тому, чтобы привить нашим курсантам исключительно ответственное отношение к другим участникам дорожного движения. Водитель должен осознавать, что автомобиль является источником повышенной опасности, а сам он отвечает не только за себя и своих пассажиров, но и за ситуацию на дорогах города в целом.

Давайте уважать друг друга!

Андрей ЛАХОВСКИЙ, ИА Тайшет24

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Чтобы сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или на e-mail news@t24.su.