Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Реклама
Вокруг нас

Уроки истории Евгения Селезнёва

Поделиться:

Евгений Сергеевич Селезнёв – учитель истории и обществознания высшей категории, краевед, Отличник народного просвещения, кандидат исторических наук, ветеран труда с 45- летним стажем, Почётный гражданин Тайшетского района.

Педагогическая династия Селезнёвых насчитывает более 220 лет, шесть его прекрасных представителей посвятили свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, двое – сеют разумное, доброе, вечное и по сей день.

Основоположник династии – Сергей Петрович Селезнёв, в родной Чувашии преподавал историю и литературу, под псевдонимом Мерчен писал детские рассказы, член Союза писателей Чувашии. В середине семидесятых с семьей переезжает в Тайшетский район, тогда многих звала романтика Сибири. Был сначала директором Колючинской школы (ныне этого поселка уже нет), позже Черчетской.

В 1972 году Евгений отправился отдавать долг Родине, служил два года в Чехословакии. Будучи в армии, начал готовиться к поступлению на истфакт Иркутского педагогического института. Смеется:

– Видимо, поманило то, что демобилизованным легче было поступить. Так и получилось, в тот, 1974 год, на исторический факультет зачислили семь армейцев. Мы были на хорошем счету, активисты, работали в студенческом строительном отряде.

Институт он окончил с отличием. К тому времени уже был семейным. Женился на однокурснице. Направление молодые историки получили в Николаевскую среднюю школу Тайшетского района. Материальные, бытовые и прочие сельские трудности супруги преодолевали стойко.

Евгений Сергеевич по натуре лидер, и его закрутила-завертела общественная жизнь. Затем переезд в Тайшет, работа в райкоме комсомола вторым, первым секретарём.

100 фактов о Тайшетском районе

Когда начались политические преобразования в стране, перешёл в школу № 85, где преподавала его жена Татьяна Александровна.

Эрудированный, владеющий аудиторией, Евгений Сергеевич сразу стал выделяться среди учительского сообщества. На его уроках истории никогда не было скучно, он увлекательно соединял, тесно увязывал исторические вехи и факты с текущим временем.

И потому неудивительно, что молодой историк выиграл городской конкурс, обошёл соперников на областном и стал участником финального Всероссийского конкурса «Учитель года –1994».

– Столько лет прошло, а меня по-прежнему греют тёплые воспоминания о тех днях. Какие талантливые и одаренные учителя собрались со всей страны! Большая культурная программа, вечерами неформальные встречи участников. Вот там я узнал, что во многих школах преподают историю родного края по специально созданным учебникам, мне даже удалось заполучить некоторые учебные программы. Увидел, что уже изучают в школах основы экономических теорий, и другие современные дисциплины. Это был интересный опыт, перенять который посчитал своим долгом.

Он вернулся из Москвы окрыленный новыми идеями и горячим желанием внедрять их в работу. Вместе с супругой факультативно начали преподавать теорию экономических знаний, искать дополнительный материал по истории малой родины, самостоятельно разрабатывали учебные программы. Своим урокам придали прикладной характер, стали приглашать работников Сбербанка.

– Проценты, вклады, ставки – тогда всё это было ново, необычно, учителя прибегали послушать банковских служащих, – вспоминает Евгений Сергеевич.

Затем супруги разработали для десятых классов факультатив «История Тайшетского района с древних времён и до семидесятых годов», её стали преподавать и в других школах. И оказалось, что люди не знают в полной, достаточной мере историю своей малой родины. Вот это был шок!

За все годы советской власти районная тайшетская газета публиковала статьи только по истории Шиткинского партизанского фронта. Другие периоды, темы прошлого вообще не освещались, или затрагивались куце, односторонне. А ведь районная газета была единственным источником, откуда можно было черпать местную информацию, до архива еще не добрались.

Во-первых, Евгений Сергеевич со свойственной ему педантичностью и скрупулёзностью проштудировал все номера тайшетской газеты, систематизировал краеведческие статьи.

– Мы поняли, коль явились инициаторами изучения родного края, то надо помогать коллегам. Это подтолкнуло нас к написанию брошюр серии «Тайшет – город, рождённый Транссибом». Сегодня их вышло двенадцать, включая монографию по лагерям на Западном БАМе.

Евгений Сергеевич поправляет себя – город рождён был бамовской магистралью, а не Транссибом. Сибирская железная дорога способствовала появлению посёлка Тайшет, не более.

Параллельно супруги читали лекции на семинарах учителям-историкам, делились опытом преподавания. Дополнительно к брошюрам начали выпускать электронные сборники-диски для коллег, библиотек. А там такой богатый материал: фотографии, научные статьи, методика преподавания. Так велась работа по созданию учебно-методического комплекса «История Тайшетского района». Ныне эта работа с 2004 года продолжается уже в рамках проекта «Единое историко-краеведческое информационно-методическое пространство образовательных и культурно-просветительских учреждений Тайшетского района».

Он много лет занимался с учениками краеведением и в школах города, и в Центре дополнительного образования «Радуга», где занимал должность заместителя директора по научно-методической работе. И позже, оставаясь педагогом дополнительного образования, продолжал вести историческое краеведение. Методику историко-краеведческих уроков совершенствовала Татьяна Александровна на факультативных занятиях и уроках истории России.

Из собственного опыта знает, ребятам это интересно, только надо их заинтересовать, подтолкнуть, увлечь, научить мыслить, понимать суть происходивших событий, практиковать презентации, научно-практические конференции школьников. Удивлять новизной подхода. И Евгений Сергеевич, работая в «Радуге», интегрировал изучение истории родного края культурой исторического познания. На основе архивных документов старшеклассники познавали, как вести анализ, синтез, проводить доказательство, сравнения и другие методы исторических исследований. Темы научных работ подбирались индивидуально каждому юному краеведу.

Например, повседневная одежда жителей Иркутской губернии конца 19 начала 20 века по материалам областной газеты «Иркутские губернские ведомости». Десятиклассница Маргарита Теряева прекрасно справилась с заданием.

Другая работа под названием «Тайшетская примадонна» выполнена на основе местных архивных материалов. Женщина пятидесятых годов: во что одевалась, где покупала или шила одежду, какой была ее косметика? Ходили по городу к современникам тех событий, брали интервью. Замечательно раскрыла тему Наташа Комарова.

Интересный материал «Тайшетцы на трассах АлСиба» собрала Ольга Урыкина. Объектом исследования явилась история авиа перегоночной трассы Аляска-Сибирь (Красноярск – Уэлькаль) времён Второй мировой войны. Сегодня девушка учится на истфаке.

Конечно, нужно в самом начале грамотно погрузить учащихся в исследование, показать и заинтересовать проблемой. Евгений Сергеевич всегда считал, что задача педагога вовлечь в действие учеников, научить их думать и творить, и учиться этому самому.

Основу здорового патриотизма он вывел в формуле «четыре П»: познать, понять, прочувствовать и помнить. Иногда эту формулу дополняет словом «простить». Ребятами под его руководством написано около 25 исследовательских работ, и, как отмечают преподаватели Иркутских вузов, с научными элементами, на уровне первого-второго курсов института.

Много лет в тайшетской газете выходила краеведческая страница «Далёкое–близкое», готовились передачи на местном телевидении, практиковались краеведческие поездки, походы, экспедиции, реализовывались проекты на местности.

Сегодня, грустно замечает собеседник, краеведение, как уроки по истории родного края в школах не преподаётся, и стало, образно говоря, в коротких штанишках, то есть, на массовых краеведческих мероприятиях доминируют в основном ученики 6-8 классов.

– Евгений Сергеевич, вы всколыхнули такой огромный пласт – лагерное прошлое Тайшета, одну из печальных страниц истории нашего региона. Это тоже часть краеведения.

– К этому подвигла общая атмосфера в стране. Гласность, демократия, переосмысление советской истории, создание Международного историко-просветительского, правозащитного общества «Мемориал». На волне перестройки новая организация встретила поддержку и понимание у многих.

Потом состоялся учредительский съезд Иркутского «Мемориала», наша делегация из школы № 85 принимала в нём участие. Кстати говоря, это неформальное объединение учеников было, наверное, единственной организацией на обломках советского детского общественного движения в Тайшете.

Хорошо помню, с моим десятым классом пришли ко мне домой пить чай в день рождения комсомола, и я предложил: давайте серьёзно займёмся поиском сведений о репрессированных и тайшетских лагерях ГУЛАГа.

И начали это делать, толком никто ничего не знал, как работать. Первые сведения буквально выковыривали. Когда «Восточно-Сибирская правда» начала публиковать фамилии репрессированных, работа немного оживилась.

Тогда архив КГБ на фоне общей атмосферы был более лояльным, и Евгению Сергеевичу по знакомству удалось заполучить дело одного репрессированного тайшетца. После прочтения окончательно убедился в невиновности многих осужденных, когда наказания были несоразмерны проступкам. Скажем, женщине за воровство шести огурцов на колхозном поле – восемь лет лишения свободы.

Краеведы 1937 — 1938 годами не ограничились, копнули глубже, когда наблюдалась необоснованная депортация народов СССР. А потом пошли ещё дальше.

Согласно документам, начиная с 18 века, по московскому тракту, от Бирюсы до Канска, находилось восемнадцать спецпоселений. Вот откуда прорастает лагерное прошлое Тайшета – время существования на тайшетской земле учреждений для отбывания наказания осужденными, приговорёнными к ограничению, лишению свободы.

– Ещё в 1952-м у нас сохранялось 12 комендатур по контролю за более десятью тысячами человек, бывшими депортированными в 40-50-х годах.

В 1937-1943 годы Тайшетский район стал первой и единственной территорией экспансии ГУЛАГа в Приангарье. Здесь сменилось пять исправительно-трудовых лагерей, где в разные годы в совокупности содержалось до 45 тысяч заключённых. В 1952 году по всем учреждениям ГУЛАГа на территории области находилось до 125 тысяч заключённых, включая сидельцев особого лагеря «Озёрный» г. Тайшета.

«Мемориал» учредил Всероссийский международный конкурс детских исследовательских работ «Человек в истории. Россия. ХХ век». Четыре старшеклассника супругов Селезнёвых участвовали в конкурсе, ездили в Москву, и все четверо вошли в число призёров. Они написали уникальные работы. Например, «Легенда о гипсовом мальчике». И «Русско-польский комментарий польских воспоминаний». В основу материала легла переписка с гражданином Польши, который ребенком отбывал депортацию в поселке Колючий, в детдоме города Тулуна.

Тогда впервые Тайшет получил от «Мемориала» грантовую поддержку на исследование лагерного прошлого.

Результатом всей этой работы стали списки репрессированных жителей Тайшетского района и местных лагерей ГУЛАГа.

Супругам Селезнёвым удалось поработать с архивом Праги по Шиткинскому фронту, ознакомиться с редкими документами, касательно отношений с белочешскими, румынскими легионерами в Тайшете времён гражданской войны и интервенции.

В библиотеке университета десятого округа Парижа сохранился большой фонд русскоязычной периодики, в том числе «Социалистический вестник» Ю. Мартова, издаваемый эмигрантами и бывшими заключёнными Озерлага.

– Мы с Татьяной читали номера «Вестника…» запоем. Это был для нас богатый, уникальный источник информации! Чтобы как можно больше получить сведений, и чтобы быстрее шёл процесс ознакомления, документы делили пополам. И постоянно друг друга отвлекали. «Послушай, что здесь пишут…». – «А у меня вот что…». Мы пребывали в шоке, поражали факты, цифры, сведения. Буквально всё глотали.

– Сейчас эпоха новых информационных технологий, интернета, компьютеров, как они вам помогают?

– Когда архивы начали цифровать свои фонды, появилась возможность их заполучить, стало легче работать. А когда такой возможности не было, мотался по городам и весям. Когда писал кандидатскую диссертацию, собирал сведения о производственной деятельности заключенных на западном БАМе, три года работал в Государственном архиве Российской федерации.

Потом были другие архивы и по другим темам: в государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, и, конечно, Тайшета. Архивные документы позволили перейти к научному пониманию местной истории, что, в свою очередь, приближали к чистоте исторического повествования.

Интернет, компьютерная технология им очень помогли. А самое главное, позволили обмениваться информацией. Кроме бумажных брошюр и компакт-дисков, искали пути передачи историко-краеведческих информационно-методических материалов. При техническом содействии Владимира Буртового создали первый вариант своего историко-краеведческого сайта – «Бирюсинская долина».

– Вскоре поняли, что это не совсем точное название. Так появилась «Тайшетская история» педагогов Селезнёвых. Образно говоря, это наш с Татьяной Александровной дуэт историко-краеведческой опере, и звучит он благодаря друзьям, знающим интернет. Посещаемость сайта растёт к нашей радости, как и наполняемость, много разделов, где в общей сложности более 2600 материалов, включая большой фотоархив и ценный для нас фонд исследовательских работ наших учеников. Люди из разных краёв на сайт заходят, читают, обращаются частенько, в том числе и по поводу розыска репрессированных.

В 2022 проект «Тайшетская история. Сайт педагогов Селезнёвых» стал призёром Иркутского регионального конкурса краеведческих проектов «Мозаика локальных историй». Жюри отметило объём, разнообразие материалов, системность работы, активность детей.

Понятно, раз Евгений Сергеевич три десятка лет занимается лагерной историей Тайшета, то и кандидатская посвящалась этой теме. На её основе написана монография «Производственная деятельность исправительно- трудовых лагерей ГУЖДС на западном участке Байкало-Амурской магистрали (1937 – 1953 годы)».

Лагерная тема, историческое прошлое Тайшета по-прежнему не отпускают Евгения Селезнёва. Десять лет назад вышел «самоиздатовский» четырёхтомник многих его статей. Это дублирование материалов сайта, существование которого иногда вызывает тревогу. Он собрал большой архив, в котором тысячи писем, документов, фотографий, и хватит их ещё не на одну книгу под девизом «За чистоту исторического повествования». Он считает, что надо сделать многое: заполнить белые, исправить серые и осветлить тёмные пятна вековой истории земли тайшетской.

Не обошли учителя-историка профессиональные награды. Его титанический труд отметили редакции журналов «Знание – сила» и «Журналист», Центр имени А.Д. Сахаров, жюри международного конкурса «Человек в истории. Россия. ХХ в.». Дважды супруги Селезнёвы становились лауреатами премии губернатора Иркутской области.

Как учитель Евгений Сергеевич уже отошёл от полноценных школьных дел и забот, но краеведение – это потребность души, это больше, чем хобби, это уже навсегда. И потому постоянно в поиске, в стремлении познать новое, докопаться до истины. Много у него тем в разработке, и первые результаты – на сайте для читателей в разделах «Загадки старого Тайшета», «Обзоры краеведческих материалов», «Тайшетский именослов», «Звуки окаменевшей музыки. Провинциальный классицизм в архитектуре Тайшета»…

Главными направлениями поиска сегодняшних дней стала политическая история района с первых лет советской власти, участие тайшетцев в 1-й мировой и их труд в годы Великой Отечественной войн.

Сейчас часами сидит в Тайшетском архиве, сотрудники которого шутят: «Вас уже в штат надо зачислять».

И ещё говорят: это живая ходячая энциклопедия. С ним очень интересно беседовать. Никто лучше Евгения Селезнёва не знает историю родного края. Возьмите любую тему: партизанское движение, колчаковщина, репрессии, война, послевоенное время, памятники, сельское хозяйство, промышленность, народное образование, культура, строительство, партийные кадры…У него на всё свой взгляд, подкреплённый историческими документами, цифрами, фактами, конкретными фамилиями.

Евгений Сергеевич переписал все амбарные книги Адольфа Черневского, систематизировал, составил опись. Труд колоссальный. За все годы существования районного архива появился первый фонд документов личного происхождения краеведа, писателя Адольфа Черневского, оставившего яркий след в истории Тайшетского района. Благодаря сотрудничеству с работниками архива удалось сохранить ценный письменный исторический памятник.

Сейчас обрабатывается архивный фонд документов педагогической династии Селезнёвых.

Хотя таких фондов, считает мой собеседник, должно быть больше, потому что земля наша сибирская богата на талантливых, одарённых людей.

На сайте учителей Селезнёвых есть специальный раздел «Тайшетский именослов», где собраны биографии десятков земляков, своими делами и поступками прославившие наш маленький город, район.

Утро Евгения Сергеевича начинается с двух чашек кофе – и сразу за компьютер. В своих исследованиях останавливаться не планирует. Рассказывает, что сейчас у него в работе шесть тем, идёт накопление информации, в том числе вкладе тайшетцев в победу Великой

Отечественной войне и по участию СВО. Пишутся очерки политической истории Тайшетского района, образования, культуры. Вместе с Татьяной Александровной создаёт виртуальный музей школы № 85.

Кстати сказать, Евгений Сергеевич непосредственно инициировал создание районного краеведческого музея в найденном им пустующем здании рядом с «Радугой».

Ещё он ждёт ответа из Государственного архива Иркутской области и филиала документации по новейшей истории, надеется на интересные сведения. Это будут, образно говоря, одни из тысячи недостающих стежков на создаваемое им полотно прошлого в стиле вышивания гладью, не оставляя на холсте ни дюйма незаполненного пространства.

В настоящее время задействован в мероприятиях, посвящённых столетней истории Тайшетского района. Помогает библиотечным объединениям создавать летопись. Всё это безвозмездно, так что Селезнёвы – волонтёры со стажем.

– Ваш мозг хоть когда-нибудь отдыхает от запросов, звонков, официальных документов, компьютера? У вас по дому есть обязанности?

– Что же вы меня выставляете книжным буквоедом! Много чего умею по хозяйству, одно время кулинарией занимался, я стряпаю, пеку, жарю. Раньше часто блинчики, пирожки готовил, сейчас реже, всё же мучное.

Рассольник готовлю по-польски, но аппетит пробуждает традиционные щи из собственной квашеной капусты. Если собирается дружеская компания, стараюсь найти рецепт интересного блюда. С апреля уезжаю к сыну в Красноярск, где он строит загородный дом. Татьяна присоединяется к нам по окончании учебного года.

Вместе они 48 лет. Она соавтор его книг, единомышленник, помощник, советчик, Отличник народного просвещения, три года назад была отмечена очередной министерской наградой – знаком «За верность профессии». Продолжает работать в школе.

У супругов двое детей и трое внуков, у них всё прекрасно сложилось в жизни. Дочь живёт далековато, недавно стала мамой.

Евгений Сергеевич с весны и до осени уезжает в загородный дом к сыну, где с удовольствием трудится, физически поддерживает форму. Мало-мальски освоил (интересно и надо!) технику электросварки, научился кирпичной кладке, плотничным и столярным работам. Пригодились умения, полученные в студенческом строительном отряде и кое-что в детстве, сельским пацаном ведь был.

Вместе с Татьяной Александровной вникают в премудрости огородничества и садоводства. А когда ещё рядом главные помощники, любимые внуки Дима и Саша – радость на лице и тепло в сердце.

На природе, на свежем воздухе, вдали от шума городского хорошо и работается, и отдыхается. А вечерами – компьютер, ну куда же теперь без него, без любимых сериалов Пуаро, Индеворе, сайта Арзамас — академия…

Валентина КАЙНОВА, ИА Тайшет24

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Чтобы сообщить новость, напишите нам на e-mail news@t24.su.

1 комментарий

Бывшая ученица

Какой грамотный человек! Но мне в школе он не привил интерес к истории. У нас была взаимная неприязнь. Завалил меня на вступительном экзамене в 10-й класс, а потом не пришел принимать у меня пересдачу. При встрече сказал: «Ты не пойдешь в 10-й класс. Я не хочу тебя там видеть. Я тебя буду валить на всех твоих пересдачах»
За всю жизнь я историю так и не выучила. Она мне и не пригодилась. А Евгений Сергеевич сыграл главную роль в моей карьере и в жизни в целом
Конечно, я состоялась как человек, как личность. Но воспоминания об уроках истории будоражат кровь
Но справедливости ради могу сказать, что я искренне рада за Евгения Сергеевича! Оказывается, он очень интересный человек. Жаль, что я этого не понимала в школе, и у нас не сложились с ним хорошие отношения
Но тем не менее я могу с гордостью говорить, что моим учителем истории был Селезнев Евгений Сергеевич!
Евгений Сергеевич, я искренне желаю Вам долгих лет жизни, творческих успехов, благодарных учеников, которые смогут гордиться, что их учителем и наставником были Вы!

Ответить

Обсуждения