Евгений Сергеевич Селезнёв — учитель истории высшей категории, кандидат исторических наук и почётный гражданин Тайшетского района, продолжатель 220-летней педагогической династии.
Его профессиональный путь начался после службы в Чехословакии и окончания с отличием Иркутского пединститута в 1974 году. Став финалистом конкурса «Учитель года-1994», он привёз из Москвы передовые методики преподавания, которые вместе с супругой Татьяной Александровной воплотил в жизнь, создав уникальные учебные программы по истории родного края.
Их совместная работа началась в средней школе села Николаевка, где молодые историки, несмотря на бытовые трудности, разработали новаторский факультатив по истории Тайшетского района, ставший основой для будущих краеведческих исследований.
За десятилетия педагогической и научной деятельности Селезнёв собрал колоссальный материал о Тайшетском районе, опубликовав 12 брошюр и монографию о лагерях ГУЛАГа на Западном БАМе. Особое значение имеет его изучение репрессивной системы — он документально подтвердил существование в районе пяти исправительных лагерей, где содержалось до 45 тысяч заключённых.
Под его руководством ученики создали около 25 научных работ, четыре из которых стали призёрами всероссийского конкурса «Человек в истории». Его формула патриотизма — «Познать, Понять, Прочувствовать, Помнить» — стала руководством для многих коллег.
Сегодня 72-летний педагог продолжает активную работу: создаёт виртуальный музей школы №85, готовит материалы к 100-летию района, ведёт сайт «Тайшетская история», на котором размещено уже 2600 материалов. Его архивные изыскания в Тайшете, Иркутске и даже Париже позволили восстановить многие забытые страницы истории. Сотрудники архивов шутят, что его давно пора зачислять в штат — настолько глубоки его знания о любом аспекте жизни района, от партизанского движения до послевоенного строительства.
В личной жизни Евгений Сергеевич — заядлый кулинар (особенно гордится своими щами из квашеной капусты и польским рассольником), мастер на все руки (освоил электросварку и кирпичную кладку, помогая сыну строить дом в Красноярске) и счастливый дедушка троих внуков. Вместе с супругой, своей соратницей в профессиональной и семейной жизни на протяжении 48 лет, они продолжают сеять «разумное, доброе, вечное» на тайшетской земле.
«Краеведение — это потребность души, это навсегда», — говорит учитель, чей день по-прежнему начинается с архивных документов и чашки крепкого кофе, а в планах — ещё шесть неоконченных исследований и мечта оставить после себя полную, объективную летопись родного края.
7 комментариев
Какой грамотный человек! Но мне в школе он не привил интерес к истории. У нас была взаимная неприязнь. Завалил меня на вступительном экзамене в 10-й класс, а потом не пришел принимать у меня пересдачу. При встрече сказал: «Ты не пойдешь в 10-й класс. Я не хочу тебя там видеть. Я тебя буду валить на всех твоих пересдачах»
За всю жизнь я историю так и не выучила. Она мне и не пригодилась. А Евгений Сергеевич сыграл главную роль в моей карьере и в жизни в целом
Конечно, я состоялась как человек, как личность. Но воспоминания об уроках истории будоражат кровь
Но справедливости ради могу сказать, что я искренне рада за Евгения Сергеевича! Оказывается, он очень интересный человек. Жаль, что я этого не понимала в школе, и у нас не сложились с ним хорошие отношения
Но тем не менее я могу с гордостью говорить, что моим учителем истории был Селезнев Евгений Сергеевич!
Евгений Сергеевич, я искренне желаю Вам долгих лет жизни, творческих успехов, благодарных учеников, которые смогут гордиться, что их учителем и наставником были Вы!
И таких учителей очень много,
Почему -то считающих себя Богами и что они именно они могут вершить судьбы людей.
И решать идти в 10-11 детям или нет.
История не пригодилась, математика не пригодилась, физика, химия…..А мне пригодилось все!
У меня в школе были очень хорошие оценки по всем предметам. Учителя меня хвалили. Я всегда принимала активное участие в жизни класса и школы. Серой мышкой никогда не была. Только с учителем истории как-то не сложилось. У него было предвзятое отношение ко мне. И мне в свою очередь даже не хотелось готовиться к этому уроку.
А знания по другим предметам мне пригодились в жизни. И я за них очень благодарна моим школьным учителям. Тогда, в 80-е/90-е годы нас действительно учили, давали знания. Учителя были в этом заинтересованы. И я помню очень многое из школьной программы
Некоторые учителя стали для меня примером. Например, наш классный руководитель. Я всегда старалась ей подражать, даже когда сама преподавала в университете
А Евгению Сергеевичу я без доли иронии желаю всего хорошего
Ох уж эти детские обиды. » Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения» Конфуций. Евгению Сергеевичу успехов, новых направлений в исследованиях. Спасибо за знания, сохранённую историю.
Это не похоже на детские обиды…Как же так,учитель,учёный,и вот так заявить ребенку.Может,увидел достойную соперницу,умницу,способную,со своим мнением?Не все учителя таких любят,точно знаю.Я в недоумении.
Несказанно рада, что у нас были уроки краеведения с Евгением Сергеевичем! Было очень интересно узнавать историю родного района.
Что ещё очень важно — нам преподавали множество фактов, в том числе местами «неудобных».
Искренне считаю, что настоящий патриот своего Отечества должен знать не только «светлые и радостные» моменты истории своей страны, но и «темные», местами сложные и запутанные. Уроки краеведения во многом помогли не вдаваться в крайности, критически анализировать происходящие, понимать, что у всего есть причины и следствия…
В знании — сила, как минимум внутренняя, духовная, и это очень хорошо воспитывает история.
Спасибо Евгений Сергеевич за ваши уроки! До сих пор помню как ждал каждый ваш урок. Это невероятно погружаться в историю, очень это было интересно. Здоровья вам и долгих лет жизни!