Власть

Из опубликованного. Тайшет — город или поселение? Точка в извечном споре

Поделиться:

«Тайшет – это не город, а поселение», — такие утверждения зачастую можно услышать от вполне респектабельных людей, довольно уверенно ориентирующихся в жизненном пространстве. «Статус города у нас давным-давно забрали!», — вторят им безымянные интернет-писатели и настаивают на том, что мы не имеем никакого морального права праздновать День города, потому что города Тайшета якобы в природе не существует.

И та же «Википедия», которую многие ошибочно считают авторитетным источником, настаивает, что Тайшет с 2015 года носит статус поселка городского типа.

«Бирюсинская новь» решила разобраться во всех этих спорах и хитросплетениях, выяснить, кто прав, а кто не совсем, в городе мы с вами живем или таки в селе… Истина оказалась совсем рядом.

Итак, заявления типа «не город, а поселение» по сути своей столь же некорректны, как утверждения, что на дворе не зима, а вечер. Термины «город»-«поселение», которыми уверенно оперируют тайшетоненавистники, не входят в один синонимический ряд, а значит никакому сопоставлению не подлежат.

Но как, когда и почему мы стали путаться? Ответ на поверхности: это произошло в 2005 году, когда вся страна начинала жить по новому федеральному закону о местном самоуправлении.

ТРЁХГЛАВЫЙ ТАЙШЕТ

Давайте разбираться. До 2005 года на карте Иркутской области существовали десятки равноценных муниципальных образований. В их числе – «Город Тайшет» и «Тайшетский район». Это были самостоятельные административные единицы, они не входили в состав друг друга и друг другу не подчинялись. И жили как добрые соседи – в точности так же, как сейчас живёт Тайшетский район, например, с Нижнеудинским или Нижнеингашским (хоть последний и входит в состав другого региона).

Правда, в глазах рядовых обывателей мы – горожане и жители сельской местности — были не соседями, а буквально одной семьёй.

Ну, во-первых, потому, что администрация Тайшетского района банально находилась на территории города. Это действительно несколько странно, и разместиться местной власти было бы куда логичнее на своей земле (например, в Старом Акульшете), а не в соседнем муниципалитете.

Как разместить новость на Тайшет24

Во-вторых, играли далеко не последнюю роль теснейшие социальные связи города и села. Мы гоняли в деревни на рыбалку, на дачи, к родственникам, а сельчане к нам – по своим делам. Всегда совместно отмечали главный праздник страны – День Победы. Проводились какие-то совместные межшкольные конкурсы… и так далее. И газета, собственно, была одна, общая, в которой искусственных разделений тоже отродясь не проводилось. Наши мэры были верными партнёрами (в подавляющем большинстве вопросов они спокойно находили общий язык), и никто из них не пытался казаться на голову выше другого.

А кроме всего, целый ряд структур работал на два соседних муниципалитета одновременно. Например, больница, милиция, противопожарная и налоговая службы, пенсионный фонд и так далее. Примерно так же, как сегодня Тайшетский Почтамт, военкомат, ФСБ и другие ведомства работают на Тайшетский и Чунский район одновременно.

В состав муниципального образования «Город Тайшет» входили сам Тайшет, а также Бирюсинск и Юрты. У муниципалитета был свой мэр. С постсоветских времён и вплоть до 1998 года эту должность занимал Анатолий Стрелков. Ему на смену пришёл Николай Шрайнер, правивший до 31 декабря 2005 года.

Свои мэры/главы администраций (в разные годы они назывались по-разному) были в Бирюсинске и Юртах. Их назначал (и увольнял тоже) мэр Тайшета. При этом самого мэра избирали жители всех трёх входящих в его состав населённых пунктов.

Структура, хоть и несколько запутанная (а возможно, и нелогичная), но достаточно понятная.

В то же время в состав муниципального образования «Тайшетский район» входили несколько десятков сельских населённых пунктов. Все их жители избирали мэра района, а тот назначал (ну и в час досуга увольнял) глав местных администраций.

В 2005 году началась реформа местного самоуправления. Вкратце напомним, как это происходило у нас. В целом и в общем процедура была безболезненной. Во всяком случае, для населения. А вот у чиновников был повод тревожиться.

И вот почему.

В 2002 году жители города Тайшета (включая бирюсинцев и юртинцев) избрали мэром на второй срок Николая Шрайнера. Его полномочия должны были истекать в 2006-м.

В 2004 году жители Тайшетского района выбрали мэром (тоже на второй срок) Анатолия Зелезинского, срок полномочий которого заканчивался в 2008-м.

Реформа спутала все карты, поскольку отщипывала и у Шрайнера, и у Зелезинского немалые сроки – уже 31 декабря 2005-го оба должны были оставить свои кресла. И начать жить по новому закону мы должны были с новым начальством.

Читайте также:
Кобзев остаётся в Иркутской области. Несмотря на прогнозы

БОЛЬШОЙ РАЙОН И МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД

Вместе с этим менялась и структура управления. Оба муниципальных образования – «Город Тайшет» и «Тайшетский район» — с того же дня прекращали своё существование в привычном виде. На их месте появлялся один большой Тайшетский район, в состав которого, помимо традиционных сельских населённых пунктов, вливались и те, что раньше входили в состав города Тайшета. То есть сам Тайшет, а прицепом с ним – Бирюсинск и Юрты. Но не святой троицей, а по отдельности.

Перед всеми нами стояла непростая задача: избрать нового мэра объединившего под собой всех и вся Тайшетского района, а также глав администраций нижестоящих муниципалитетов – Тайшета, Бирюсинска, Юрт, Старого Акульшета, Тамтачета, Берёзовки и всех остальных. И несколько сотен депутатов – членов Думы района и каждого муниципалитета в отдельности.

И здесь у всякого мыслящего человека должен возникнуть вопрос: как же так получилось, что большой по местным меркам город Тайшет уравняли, поставили на одну ступень с Шиткино, Борисово и другими куда меньшими территориями района? Неужели нельзя было сделать как-то по-другому?

Можно. Существовала альтернативная возможность комплектации новых муниципалитетов. Например, закон вполне предусматривал вероятность создания на базе двух существовавших в тот момент равнозначных муниципалитетов двух других – тоже равнозначных. Например, Тайшетский район мог бы запросто сохраниться в первозданном виде и объединить в себе традиционные сельские населённые пункты.

По новому закону о местном самоуправлении существовала и возможность создания полноценного городского округа, который мог бы включать в себя либо один Тайшет, либо Тайшет и ещё несколько населённых пунктов (те же Юрты и Бирюсинск). Но реализовать именно такой механизм мешало одно обстоятельство – отсутствие общей границы между Тайшетом и Юртами (её наличие было обязательным требованием вступавшего в силу закона).

Городские власти предпринимали попытку урегулировать этот момент и сохранить всё в прежнем формате. Поэтому они обратились в районную администрацию с просьбой отдать городу полоску принадлежавшей району земли, которая как раз и отделяла Юрты от Тайшета и создавала пограничную разрозненность. Но договориться не удалось.

Поэтому реализовать схему «Тайшет+Бирюсинск+Юрты» не получилось.

Вариант «Тайшет+Бирюсинск» тоже отпал как-то сам по себе.

— Нам при таких раскладах представлялось логичным создать полноценный городской округ – с Бирюсинском или без него, и в тех условиях это можно было сделать без малейших проблем. Стоило лишь обозначить перед областными властями своё желание. Но под неким давлением сверху решились на формирование единого района: мол, пусть будет два в одном, — вспоминает тогдашний заместитель мэра г. Тайшета по экономике Алексей Грешилов.

Обусловлен такой решительный шаг был и сугубо политическими мотивами. Мэр Тайшета Шрайнер охотно отдал город району и согласился на его включение в состав нового муниципалитета по той причине, что питал надежду выиграть предреформенные выборы и возглавить весь район.

Выборы эти прошли в октябре 2005 года. В результате ожесточённой борьбы уверенную победу на них завоевал Анатолий Зелезинский, который, разумеется, считал, что район в любом его виде должен возглавить именно он и никто иной.

ПРЕСЛОВУТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ДРУГОЙ ВИНЕГРЕТ

Кто и зачем придумал новый механизм местного самоуправления? Главная задача реформы – максимально приблизить власть к людям; сделать так, чтобы слуги народа оказались в шаговой доступности к избирателям. Эту цель можно считать достигнутой. Ну хотя бы потому, что даже на самую небольшую деревню приходится по семь-десять депутатов. Да и всенародно избранный глава администрации тоже всегда где-то рядом.

Другое дело, что практической пользы от расплодившихся чиновников куда меньше, чем ожидалось. И вовсе не потому, что «слуги народа» по природе своей глупые и бездеятельные, а по причине традиционного безденежья. Особого эффекта от власти, у которой нет за душой ни рубля, ждать не приходится. Но это тема для совсем уж отдельного разговора.

Породил новый закон и серьёзную путаницу. Обычный гражданин, слабо разбирающийся в хитросплетениях власти и никак не могущий уразуметь, чем, например, полиция отличается от прокуратуры, вовек не разберётся, к кому из множества чиновников с какими вопросами идти.

С точки зрения здравого смысла житель Тайшета, который всё никак не может пристроить ребёнка в детский сад, должен направляться с этой проблемой в городскую администрацию. Но там ему говорят:

«Это не наши полномочия! Идите в администрацию района!»

Человек недоумевает: а на кой нам нужна городская администрация, если она не может решить пустячный вопрос?

Читайте также:
Кобзев остаётся в Иркутской области. Несмотря на прогнозы

Или другой пример. На встрече с мэром района жители, например, Венгерки жалуются на ужасные дороги в селе. Тот парирует:

«Не мои полномочия! Задавайте вопросы вашему главе администрации!»

Люди снова в тихом шоке: ну какой же это мэр, если он не может решить даже вопрос о том, чтобы присыпать ямку в деревне?

Слово «полномочия», которое до сих пор генерирует в человеческих умах искреннее непонимание предназначения власти, уже давно стало чуть ли не ругательным. И многие люди полагают, что пресловутые «полномочия» чиновники придумали сами и сугубо для того, чтобы ничего не делать.

Эта каша в человеческих головах живёт уже 15 лет, лишь множа мнение о бесполезности власти! В остальном для обычных людей реформа не изменила ровным счётом ничего.

ЧТО ТАКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Но в отдельно взятом тайшетском случае она породила непрекращающиеся дискуссии о нашем статусе.

Поэтому вернёмся к теме о том, что есть «город Тайшет», являющийся городским поселением.

— Город – это понятие географическое. И с этой точки зрения – Тайшет – именно город, — настаивает Алексей Грешилов. – Статус города мы получили в 1938 году, и никто его у нас не отбирал! Подобных решений не принималось и указ Верховного Совета СССР 82-летней давности не отменялся!

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» всё-таки вмешался и внёс свою сумятицу, утверждает собеседник.

— Этот закон определяет несколько иной статус – статус муниципального образования. Словосочетание «городское поселение» — сугубо юридический термин, определяющий модель управления конкретной территорией. Он существует не для простых людей, а главным образом для чиновников. Здесь налицо пересечение с географическим термином, но они из совершенно разных областей. И заявить о том, что Тайшет – это не город, а городское поселение, так же странно, как сказать, к примеру, что улица не длинная, а красивая. Сказать «я живу в городском поселении» в какой-то мере равносильно заявлению «я живу в субъекте Российской Федерации», — продолжает Грешилов.

Эту же мысль подчёркивает и кандидат юридических наук, заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Петров:

— Тайшет – это город с точки зрения вида населённого пункта. То есть как административно-территориальная единица – это город. Но если говорить об его муниципальном правовом статусе, то это городское поселение. Статус Тайшета как муниципального образования со статусом городского поселения означает, что это муниципальное образование входит в состав другого муниципального образования. В нашем случае – Тайшетского района.

МЭР — ПРОСТО МЭР

Существует и другое, не менее серьёзное, обывательское заблуждение. Широкая общественность полагает, что мэр Тайшетского района имеет функции чуть ли не первоначальствующего звена всего и вся. Само собой, это далеко не так. И не только собаки стаями носятся по нашим улицам, не заручившись разрешением мэра, но и очень многие другие процессы проистекают без его малейшего участия. Утверждение, что он по природе своей здесь самый главный, потому что «он же мэр всего Тайшетского района», согласно закону, в корне неверно.

Например, это не соответствует действительности в части мнения о том, что главы администраций муниципалитетов по умолчанию подчиняются мэру и шагу без него ступить не могут.

Не подчиняются! И вправе делать всё, что им заблагорассудится – естественно, в рамках своих полномочий, сурового бюджетного кодекса и действующего законодательства в целом.

— Вот в «Википедии» написано, что с 2015 года город Тайшет является посёлком городского типа, — недоумевает Алексей Грешилов. — Это абсолютный бред. И при чём тут 2015 год — вообще непонятно. В этой же статье говорится, что с 2005 года Тайшет стал городским поселением и переведён под юрисдикцию района. Никто ни под какую юрисдикцию не переходил! Мы — самостоятельное муниципальное образование. Есть первый уровень власти (городские и сельские поселения), есть второй (районный). У каждого свои полномочия, и ни о какой подчинённости речи не идёт. Тайшет – совершенно самостоятельная единица, и глава города ни в коем случае не является подчинённым мэра района, как это происходило бы при Советской власти. И мэр района не имеет права давать прямые указания. Город в своей повседневной жизнедеятельности отталкивается от бюджета, а бюджет у нас свой и формируем его мы согласно закреплённым источникам доходов. И ни мэр, ни губернатор, ни президент не могут вмешаться и сказать: «Вы сделайте это или вот это, а вот того не делайте!»

Читайте также:
Кобзев остаётся в Иркутской области. Несмотря на прогнозы

О том же, но другими словами, говорит Алексей Петров:

— Факт вхождения города в состав района не означает подчинения в какой-либо форме. Ни муниципалитеты друг другу не подчиняются, ни тем более их руководители. И это касается всех муниципальных образований, входящих в состав района. Они самостоятельны. О подчинении в данном случае не идёт речь по той простой причине, что у муниципального района своя компетенция, свои вопросы местного значения; они в основном носят межпоселенческий характер, они более затратные, более сложные с точки зрения путей их решения и затрагивают большую территорию. У Тайшетского городского поселения как у самостоятельного муниципального образования другие вопросы местного значения и другая компетенция. И уже по этой причине подчинения не может быть: компетенции у них несовпадающие. Другое дело, что муниципальный район в принципе должен заниматься координацией деятельности поселений, которые входят в его состав.

Важным моментом, о котором необходимо сказать, кандидат юридических наук считает то, что законодательство не предусматривает механизмов ответственности органов местного самоуправления поселений перед районами. Существует ответственность перед населением, но внутри системы «район-поселение» её нет.

— Я здесь имею в виду юридическую ответственность, возможность применять какие-то санкции за нарушение законодательства, за неисполнение полномочий, — поясняет Петров. — Ответственность перед государством известна. Есть такое правило: высшее должностное лицо субъекта Федерации (губернатор) может в связи с утратой доверия отстранить от должности главу муниципального образования (сельского, городского, районного) по определённым основаниям. Есть процедура роспуска представительного органа (местной думы) муниципального образования на основании закона области. Но это — ответственность перед государством, её в равной мере несут все муниципалитеты – районные, сельские, городские.

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ТАЙШЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ?

В 2019 году администрация Тайшетского городского поселения инициировала создание полноценного городского округа на базе Тайшета, Старого Акульшета и Березовки. В своем письме на имя губернатора области наши чиновники отметили, что в своем нынешнем виде муниципальное образование зажато в своих границах без перспектив развития. То есть у нас объективно нет земли не только под строительство школ и детских садов, но даже для сооружения полноценного полигона твердых бытовых отходов.

Акцентировалось внимание также на том, что на территории города размещено семь детских садов и шесть школ, однако они подведомственны администрации района. Авторы документа уделили внимание и тому аспекту, что жители Старого Акульшета и Берёзовки в полной мере пользуются инфраструктурой города: посещают школы и детские сады, работают на предприятиях, расположенных на территории города, и даже отчасти пользуются теплом, водой и электричеством от ресурсоснабжающих организаций, размещённых в городе.

Особо городские чиновники напирают на весьма несправедливый аспект: промышленная площадка Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики находится на территории соседнего Староакульшетского муниципального образования. Оно входит в состав района и при этом получает предусмотренные законодательством налоговые отчисления в свой бюджет.

Однако абсолютное большинство людей, занятых на этом производстве, проживает на территории Тайшета. Следовательно, они в полном объёме пользуются инфраструктурой города и тем самым создают дополнительную нагрузку на бюджет. С этой точки зрения было бы куда логичнее «переместить» алюминщиков в город, что возможно реализовать только путём присоединения Старого Акульшета к Тайшету.

Были перечислены и другие плюсы предлагаемого преобразования.

Город при таком раскладе получит возможность развиваться территориально; напрямую работать с вышестоящими органами власти, минуя промежуточное звено (администрацию района); появится возможность комплексно заниматься развитием учреждений образования и культуры; вырастет доходная база города. Ну и главное – статус Тайшета как крупного города будет соответствовать аналогичным городам области – Тулуну, Черемхово, Зиме, Саянску, Усолью-Сибирскому и другим.

Эта инициатива не нашла особого восторга у областных властей. Впрочем, и отторжения тоже не встретила.

В своём ответе региональные чиновники, ссылаясь на законодательство, заявили о том, что для решения вопроса о создании городского округа необходим целый пакет документов. В частности, ряд решений на этот счёт тех дум муниципалитетов, чьи интересы напрямую затрагивает инициатива.

В целом управление губернатора области выразило готовность оказать местным органам власти необходимую консультативную помощь.

Но и здесь нашла коса на камень. Категорически отказались присоединяться к городу сначала суверенная Берёзовка, а затем и независимый Старый Акульшет.

Поэтому, судя по всему, вернуться к теме создания полноценного городского округа мы сможем не так скоро, как хотелось бы.

Но хотим мы того или нет, а вопрос действительно назрел.

Андрей ЛАХОВСКИЙ, Бирюсинская новь

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!