Власть Страна

Новая муниципальная реформа: какой она будет и чем грозит всем нам

Поделиться:

После корректировки законодательства о региональной власти Госдума приступила к приведению в соответствие с обновленной Конституцией законов о местном самоуправлении. Сейчас на рассмотрении парламента находится проект нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В первом чтении документ планируется рассмотреть в конце января.

Принцип единства

Проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в России. Его авторы – глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.

По их мнению, принцип единства системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан. Для этого местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией форма самоорганизации граждан. Органы местного самоуправления представляют собой одну из форм его осуществления.

– Цель самоорганизации граждан – решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, – отмечают парламентарии.

Устранить путаницу

Выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления. Законопроект уточняет их компетенцию для приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления.

Кроме того, считают парламентарии, норма, закрепляющая в федеральном законодательстве и вопросы местного значения, и полномочия по их решению, приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами МСУ и региональными органами государственной власти.

– Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов МСУ, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с указанными в федеральных законах полномочиями. Законопроект закрепляет непосредственно полномочия органов местного самоуправления, – говорится в пояснительной записке к нему.

Новый подход

Предусматриваются три вида муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа, внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения.

Как разместить здесь рекламу

Одноуровневая организация местного самоуправления, как считают авторы законодательной инициативы, позволит создать новую систему организации власти на местах. В основе ее устройства будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

– Предлагаемый подход, учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, передачи поселениями своих полномочий районным органам местного самоуправления на основе соглашений, позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности, – отмечается в пояснительной записке.

Сохраняется разделение на городские и муниципальные округа. При этом критериями выступают действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах или иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения в городском округе. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий.

Формирование органов

Законопроект допускает три вида преобразования муниципалитетов: объединение, разделение и изменение вида муниципального образования. Например, городской округ при несоблюдении установленных для него требований должен быть преобразован в муниципальный округ.

Структура органов местного самоуправления остается неизменной. Ее составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Устанавливается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования – выборы. Глава муниципалитета в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования избирается на выборах либо представительным органом.

Избрание представительным органом осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Федерации. В последнем случае глава муниципального образования всегда возглавляет местную администрацию.

Вопросы ответственности

Усиливается ответственность глав муниципалитетов и местных администраций перед губернатором. Одним из оснований для их удаления в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Также губернатор вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами МСУ отдельных переданных им государственных полномочий.

При этом, если в течение месяца со дня вынесения предупреждения, объявления выговора указанные должностные лица не приняли меры по устранению причин, послуживших для этого основанием, высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации.

Статус главы

Сроки полномочий главы муниципального образования, избранного думой из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, синхронизируются со сроком полномочий соответствующей думы.

– Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно, – поясняют парламентарии.

В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Федерации и муниципальную должность. Укрепляется статус и главы местной администрации: он замещает муниципальную должность.

Согласно законопроекту выборы главы муниципального образования представительным органом из своего состава проводятся, как правило, на первом заседании думы нового созыва. Если кандидат не набрал необходимое число голосов, полномочия главы муниципального образования до дня его избрания в установленном порядке и вступления в должность в торжественной обстановке временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа.

Полномочия главы муниципального образования, избранного думой, начинаются со дня его избрания и вступления в должность в торжественной обстановке и прекращаются в день проведения представительным органом нового созыва заседания, на котором рассматривается вопрос об избрании главы.

– Такой подход к разграничению сроков полномочий глав муниципальных образований обеспечивает осуществление выраженного на муниципальных выборах волеизъявления большинства избирателей и принцип сменяемости власти, – считают авторы законопроекта.

Структура МСУ

Для учета интересов граждан в отдельных населенных пунктах законопроектом предусматривается, что в структуру местной администрации городского, муниципального округов, как правило, входят территориальные органы местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить и отраслевые (функциональные) органы местной администрации. При этом руководители территориальных и отраслевых органов местной администрации также замещают муниципальные должности. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий. Он составляет пять лет.

Предусматривается, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение (опубликование) в сетевом издании.

При этом в случае, если первое размещение (опубликование) правовых актов осуществляется в сетевом издании, в муниципальном образовании создается один или несколько пунктов подключения к интернету, доступных для их использования неограниченным кругом лиц.

Сроки реализации

В соответствии с законопроектом порядок принятия представительным органом решений определяется уставом муниципального образования. При этом решение, в том числе устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, не может считаться принятым, если за него проголосовало менее половины от установленной численности депутатов.

Такой подход позволит обеспечить легитимность принимаемых представительным органом муниципального образования решений, отмечается в пояснительной записке.

Основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. Отдельные главы (в том числе общие положения законопроекта) вступают в силу со дня его официального опубликования. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

По материалам сайта Государственной Думы

ИА Тайшет24

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или на e-mail news@t24.su.