Главное Творчество

Наши люди. Любовь Могилевич: «Жизнь моя вся с детьми»

Поделиться:

Всё, что она делает, исходит от чистого сердца. Все, кого она берёт в свои крепкие педагогические руки, стремительно расцветают в своих талантах. Беспрекословная любовь к детям, завидная инициативность и невероятный внутренний стержень — всё это объединяет в себе руководитель театральной студии «Огонёк» Центра дополнительного образования «Радуга» Любовь Алексеевна Могилевич. Она имеет большой стаж работы с детьми, ежедневно отдаёт всю себя без остатка любимому делу. И главное, при этом остаётся абсолютно счастливой.

За свой многолетний опыт работы Любовь Алексеевна успела воспитать ребятишек самых разных возрастов: и совсем маленьких детсадовцев, и уже более или менее сознательных подростков, и даже взрослых «детей». Каждая страница её биографии — это отдельная насыщенная история, которая в масштабах обычной человеческой жизни кажется особенно колоссальной.

«Корни моей профессии – из детства»

Родилась Любовь Алексеевна в Тайшете в семье железнодорожников. Героиня безмерно благодарна своим родителям за то, что все начинания, которые возникали у неё в голове, – и совсем детские, и самые серьёзные – всегда воплощались в жизнь. К любой игре дети имели инвентарь, которые родители делали собственными руками.

«Если я была учительницей, значит, отец делал мне доску, если у меня был магазин — он был на всю ограду».

Любовь Алексеевна училась в 23-ей школе, и до сих пор с теплом вспоминает и школьные годы, и Нину Ивановну Левшову – свою классную руководительницу. Этот человек на протяжении всех десяти учебных лет умел поддержать светлую, дружелюбную атмосферу в классе и в любой ситуации был рядом.

«Я её сильно люблю, она меня очень ждёт всегда, до сих пор общаемся. И, самое главное, вот уже 46 лет я «староста» класса».

В подростковом возрасте Любовь Алексеевна с удовольствием помогала классному руководителю заниматься с детьми младших классов, и уже тогда в ней чётко прослеживались задатки будущего педагога. Это замечала не только она сама, но и окружающие люди.

«В детстве я много играла в куклы, и длилось это вплоть до девятого класса. Мама приходила к учительнице и говорила: «Что с ней не так?». Моя дорогая Нина Ивановна отвечала: «Не трогайте девочку, работа у неё будет связана с детьми».

Как разместить здесь рекламу

«Неговорящий — заговорит, непоющий – запоёт»

«Каждый ребёнок – это новая, другая жизнь со своими горестями и радостями», — отмечает Любовь Алексеевна.

45 лет назад, начиная свою работу с рядового воспитателя в детском саду №4, она прошла через множество детских судеб, и где бы она ни работала, чему бы ни учила, для своих детей она остаётся не только формальным преподавателем, но и, в первую очередь, человеком, который всегда находится рядом и готов подставить своё плечо в трудную минуту.

Вспоминая первые годы своей работы, Любовь Алексеевна с большой благодарностью отзывается о своей первой заведующей – Людмиле Фёдоровне Таюрской. Именно она многому научила будущего педагога в профессиональном плане, вдохновила на движение вперёд. А ещё при ней Любовь Алексеевна была секретарем комсомольской организации всех детских садов города.

Дальнейшая трудовая деятельность проходила в железнодорожных детских садах №37 и №4, и в то же время героиня была лидером профсоюзной работы. А уже после 25 лет непрерывного труда в роли воспитателя Любовь Алексеевна работала в локомотивном депо станции Тайшет и на самой станции. И везде рядом с ней рука об руку находились её бывшие воспитанники!

После выхода на пенсию решила, что сидеть без дела ей ещё рано, она ещё может делиться энергией. Два года Любовь Алексеевна отработала в «Радуге» социальным педагогом и параллельно вела две группы. Но кое-что вот уже на протяжении многих лет оставалось неизменным – она горела театром и всегда с радостью бралась за организацию различных постановок, поэтому чуть позднее здесь же сформировала театральную студию.

С таким воодушевлением и энтузиазмом она рассказывает о том, как декорировала помещение студии под настоящую театральную атмосферу! И, оглядываясь по сторонам, действительно понимаешь, что эти труды не напрасны. О театре здесь говорит всё: начиная с размещённых на стенах костюмов, разложенных на столах атрибутов, и заканчивая эстетично оформленной под старину колонной для афиш спектаклей и театральных масок. Нетрудно представить, насколько нравится ребятам заниматься в такой обстановке!

Вместе с детьми-театралами преподаватель отыграла больше сотни спектаклей – это тяжёлый, тернистый, но вместе с тем яркий и по-настоящему зрелищный путь. И самое главное, Любовь Алексеевна убеждена, что в каждом ребёнке есть талант, и дело педагога – его раскрыть.

«В своей работе я твёрдо придерживаюсь принципа: делать так, чтобы каждый неговорящий ребёнок говорил, а непоющий – пел».

Когда не было пандемии, дети выступали с гастролями в школах города, в краеведческом музее, в приюте «Аистёнок» и в Центральной городской библиотеке. Вместе с тем ребята неоднократно становились лауреатами и победителями многих конкурсов и фестивалей.

Сейчас, оглядываясь на весь свой опыт работы, героиня уверенно говорит о том, что оценочная система по отношению к детям – это неправильно.

«Я не могу принять в своей работе оценочную систему. В театральной студии на любую роль идёт отбор. Каждый ребёнок должен разобрать роль, прочувствовать её. Но даже если он не проходит, за плечами ребёнка стоит его волнение, его родители, родственники. И каждая неудовлетворительная оценка его способностей может негативно на него повлиять. Поэтому главное – ценить успехи каждого ребёнка и создавать максимум условий для достижения этих успехов».

Особенность педагогического таланта Любови Алексеевны заключается в том, что она занимается не только детьми, но и, если нужно, «воспитывает» родителей, приобщает их к праздникам, мероприятиям, событиям. Уже многие-многие годы в любых коллективах этого преподавателя образование и творчество – это не двухсторонний процесс «ученик – педагог», а дело, которое не может обойтись без вмешательства третьей стороны. Поэтому формула «ученик – педагог – родители» всегда работает безотказно и выделяет коллектив среди прочих, приводит его к успехам и победам, и, что не менее важно, оставляет чувство радости у всех участников процесса.

«В масштабах человеческой жизни от одного года до девяноста лет нет такого возраста, с которым я бы не повзаимодействовала», — широкие способности этого педагога невозможно измерить одним словом «дети», потому что за её трудом скрывается плодотворная работа с родителями, самоотверженная и креативная подготовка к любому событию. И любовь. Самая настоящая любовь к тому, что рядом, и к тем, кто рядом.

«Где-то я прочитала, что у каждого человека есть пик удовольствия. Для меня этот пик – когда сидят на празднике 60 родителей, 60 детей, и я, держа в руке обыкновенную палочку, говорю: «Раз, два, три, четыре, пять – научу вас колдовать!». И в эту минуту даже мухи все затихают в помещении»

Помимо открытости и поистине доверительных отношений в коллективах Любови Алексеевны всегда царит строгая дисциплина. Вероятно, именно это во многом определяет успех всей группы. Сейчас уже никто не сомневается, что этот педагог способен взять в свои руки управление любым, даже самым разрозненным коллективом, и это обязательно принесёт свои плоды. Ещё в период работы в детских садах она говорила:

«Если бы я была заведующей, я бы сделала образцово-показательный детский сад».

«Вечная студентка»

Приличная часть людей полагает, что обучение завершается при получении высшего образования, менее приличная перестаёт учиться после окончания средней школы, самая экзотическая – не начинает учиться вообще.

Любовь Алексеевна, уже состоявшись как превосходный педагог и интересный человек, до сих пор непрерывно учится и останавливаться не собирается — на её счету не только дипломы о среднем профессиональном и высшем образовании, но и множество пройденных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

«В начале профессиональной деятельности, после окончания Красноярского педагогического училища, я была человеком «воспитатель – театр», но вскоре меня это перестало устраивать. После получения психологического образования в Новом Сибирском институте получилось «психолог – театр» — тоже не то. У меня душа огнём горела, мне нужен был «театр – театр»!

Когда о чём-то много думаешь, это рано или поздно случается – отправилась Любовь Алексеевна учиться на руководителя театрального коллектива в Московский университет.

«Иногда я ревела горькими слезами, потому что было трудно, посыпались модули, темы… Но вскоре я, как говорится, вытянула себя из себя. Подумала: «Вот плачем мы сейчас над чем? Компьютер — мой. Желание — моё. Поползновения какие-то — тоже мои. Если меня что-то не устраивает, я могу нажать на одну кнопку, и всё — я уже не студентка». И я взяла себя в руки, прошла через все трудности и стала обладателем красного диплома!»

Инициатива. Творчество. Революция

Всё, за что берётся Любовь Алексеевна, всегда преображается. Потому что такой она человек – не может смотреть сквозь пальцы даже на те проблемы, которые её напрямую не касаются. Иногда легко и быстро, а иногда приложив большие усилия, Любовь Алексеевна, так или иначе, добивается своего.

«Слово «нет», когда мне надо, для меня как красная тряпка для быка. Если человек хочет мне отказать, ему нужно перед этим хорошенько подумать».

Помимо педагогической деятельности в биографии Любови Алексеевны есть не менее любопытная глава – работа на контрольном посту в локомотивном депо. Коллектив был преимущественно мужской, но и в этом не было повода растеряться.

«Я вообще революционерка по натуре!».

Даже их Любовь Алексеевна ежедневно приучала к дисциплине, и если человек не чувствовал ответственного отношения к работе, она давала ему понять таковое. Удивительно, как человек, по большому счёту горящий детьми и педагогикой, способен и в такой работе найти применение своему таланту. За небольшой промежуток времени Любовь Алексеевна пропускала через себя огромный сгусток энергии, но при этом всегда сохраняла крепкий и непоколебимый дух.

«Я воспитывала их вообще по полной программе».

С приходом нового работника контрольный пост преобразился: изменился интерьер, стало уютнее.

И это не единственное подтверждение тому, что этот человек рождён создавать. Уже на пенсии она стала председателем совета дома и, организовав жильцов, устроила очередную невооружённую «революцию»: вместе проводили субботники, благоустраивали территорию, своими руками исправляли ошибки управляющей компании, белили, красили, проводили собрания – в общем, делали всё, чтобы жить в комфортной среде. Выиграли всем двором четыре конкурса – жизнь здесь действительно преобразилась.

Награды за труд

Любой труд, особенно самоотверженный и упорный, рано или поздно приводит к наградам. Для одних они исчисляются толщиной папки с дипломами и громкостью звона медалей, для других – количеством благодарных детей, в которых удалось вложить частичку души, направить в нужное русло их талант.

Можно сказать, что Любовь Алексеевна уверенно сочетает в себе и первое, и второе. С одной стороны, она – обладатель Почётной грамоты Законодательного собрания Иркутской области, премии губернатора «Лучший работник дополнительного образования». Также она получила немало благодарственных писем от управления образования и министерства образования Иркутской области, дипломов, сертификатов самых разных уровней.

С другой — из детей, воспитанных таким прекрасным педагогом, выросли взрослые, которые достигли успехов во многих областях: трудятся в железнодорожной отрасли, в образовании и медицине… А две выпускницы и вовсе пошли по стопам Любови Алексеевны – стали воспитателями.

И самое ценное в этом то, что выпускники и по сей день сохраняют тёплые отношения с бывшим наставником: в театральный кружок на встречу с любимым педагогом нередко заглядывают воспитанники прошлых лет – теперь уже старшеклассники и студенты.

«А у меня ещё одна гордость есть!» — с оживлением говорит Любовь Алексеевна. И гордость эта, действительно, заслуживает внимания: двое учеников студии после выпуска продолжили протаптывать нелёгкую театральную дорогу. Один из них, Данил Каверзин, играет в спектаклях в детском составе театральной труппы в Театре оперы и балета в Красноярске, а другая – Яна Попова – поступила на режиссёра в Иркутское театральное училище.

В любом деле – на своём месте

Любовь Алексеевна – это человек, без которого не кипит общественная работа. На её счету активная деятельность в Совете ветеранов педагогического образования и в Совете ветеранов станции Тайшет, роль ведущей в вокальных ансамблях «Бирюсинка» и «Грустиночка» и многое-многое другое. В политической жизни Любовь Алексеевна – бывший член территориальной избирательной комиссии и просто человек с активной гражданской позицией.

Но и это ещё не всё. Многие жители города знают героиню нашей статьи как организатора свадебных торжеств, корпоративов для работников железнодорожного транспорта. Одним словом, объём всего, что охватила и продолжает охватывать Любовь Алексеевна в своей жизни, мягко говоря, радует, а честно говоря, восхищает.

Где бы ни работала Любовь Алексеевна, она находится на своём месте. И после всех преобразований, совершённых ею в любой локации, невозможно думать как-то иначе. Действительно, талантливый человек талантлив во всём!

В нашем разговоре Любовь Алексеевна бесконечное множество раз признавалась в том, что любит свою работу, и ровно столько же в её глазах мелькал тот самый огонёк, присущий человеку, который уже несколько десятков лет горит и, к счастью, не перегорает. Остаётся надеяться, что так будет продолжаться ещё долгие-долгие годы, и много ребятишек благодаря этому педагогу смогут обрести поддержку, отыскать в себе непревзойдённые таланты и увидеть сцену, и сиять на этой сцене ярче софитов.

«Я действительно счастлива. В этом возрасте я понимаю, что заслужила всё, что я получила!», — с лучезарной улыбкой говорит Любовь Алексеевна. И всё вокруг неё тоже искрится этим счастьем — счастьем человека, который нашёл себя в любимом деле, остаётся неизменным в своей пытливости и преображает всё вокруг яркими театральными красками.

Свой рассказ Любовь Алексеевна завершает фразой, которая во многом служит девизом её профессиональной деятельности:

«Я не воспитываю актёров. Главная цель моей работы – максимально раскрыть творческие способности ребят и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем».

Анна ПЕРЕВАЛОВА, Бирюсинская новь

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи

Не копируйте текст!