Транспорт и дороги

Наши люди. Борис Погосович Вортоньян

Поделиться:

30 октября Эксплуатационное локомотивное депо Тайшет празднует свой 85-летний юбилей. И сколько бы мы ни говорили о мощи предприятия, главная его ценность – это преданные своему делу люди, такие, благодаря которым предприятие растет, крепнет и становится сильным.

Один из таких – ветеран железнодорожной отрасли, локомотивщик Борис Погосович Вортоньян. С 2008 года он на заслуженном отдыхе, но, как принято говорить в народе, бывших локомотивщиков, как и железнодорожников в целом, не бывает. Тем более, после выхода на пенсию Борис Вортоньян не смог оставить железную дорогу и сейчас возглавляет Совет ветеранов Тайшетского региона ВСЖД.

В трудовой книжке машиниста электровоза Бориса Погосовича других мест работы, кроме тайшетского локомотивного депо, не значится. Однажды выбрав дело, посвятил ему всю свою жизнь. На вопрос – почему пошел в железнодорожники, рассказывает:

— Отец был путевым обходчиком, мать – стрелочницей, старшая сестра прошла путь от стрелочницы до начальника станции, ну и я, соответственно, пошел по стопам, как иначе?  –  улыбается.

В эксплуатационном локомотивном депо Борис Вортоньян проработал без года 40 лет. Уже на пенсии трудился на родном предприятии еще два года, уволился, а на следующий день после устроился в железнодорожный учебный центр. Учебный центр вновь сменило депо.

— Анатолий Михайлович Радионов передал мне своё место председателя Совета ветеранов предприятия. А позже я был назначен заместителем председателя Совета ветеранов Тайшетского региона дороги. После того, как ушел на отдых Василий Павлович Чертов, меня избрали председателем и здесь. Так что вся жизнь – одно родное депо, сейчас еще Совет. Думаю, уже больше никуда не пойду, – смеется Борис Погосович.

Борис Вортоньян пришел работать в депо после армии, в 1971 году. Начинал он с помощника машиниста, спустя три года его «обкатали» на машиниста. Сдал экзамен на машиниста 3-го класса, потом 2-го, 1-го. В 1984-м нашего собеседника назначили машинистом-инструктуром, затем – помощником начальника депо по безопасности, после – вновь машинистом-инструктором, кем он и проработал длительное время.

Работать машинистом, безусловно, сложно, постоянно находишься в напряжении. Водил и грузовые, и пассажирские поезда, на разные расстояния, но всё в пределах родной и соседней железных дорог: станции Саянская, Нижнеудинск, Чуна, Вихоревка.

Как разместить здесь рекламу

Работу машиниста осилит не каждый, еще и в то время, когда практически не было явочной системы поездок, а действовала вызывная. У бригады было 12 часов между поездками, за это время нужно было успеть отдохнуть и вновь вернуться в депо, это не каждому по характеру, не каждому понравится, замечает Борис Погосович.

— Сидеть в ожидании дома – непросто. Никуда не отлучиться, сотовых телефонов тогда не было. Это сейчас могут позвонить и сообщить время явки. А раньше, грубо говоря, «на привязи», если приедет вызывная, а тебя нет дома – прогул. Иногда было так: утром приехал, вечером уже вызывной нарядчик сообщает: «В поездку!». Но работали. Сложностей что бояться? Работать в депо было приятно. И получать отдачу – приятно. А заниматься другим делом – нет, это не моё.

Во время беседы интересуемся, были ли какие-то нештатные ситуации, может быть, удалось предотвратить происшествие, просим поделиться историей, которая прочно заняла место в памяти героя.

— Курьёзные случаи, конечно, были! Конечно. Как и у любого другого машиниста, наверное. Но я особенно вспоминаю зимы на Абаканском отделении. Есть такая горка – Ирбейская – где мы не могли выехать: до того весь путь задувало снегом, район степной. Локомотивным бригадам приходилось закреплять состав на пути, отцепляться от него и пробивать электровозом дорогу. Вот это были снежные заносы! Вот это курьёзы! Сейчас такого уже нет, дорогу не задувает, локомотивы мощные. А каких-то браковых ситуаций, по воле случая, в работе у меня не было, – делится воспоминаниями машинист.

Слушаешь Бориса Погосовича и понимаешь, такие люди, для которых работа – дело всей жизни, а предприятие – родной дом, сейчас мало. Но свой опыт и мудрость Борис Вортоньян передал многим, для кого являлся наставником. Ветеранам-железнодорожникам помогает и сейчас, говорит, двери в Совет ветеранов открыты для каждого и по любому вопросу. С теплотой вспоминает Анатолия Михайловича Радионова, книги которого стали настольными, в них он черпает много информации для себя и работы.

А вообще нашу беседу локомотивщик Борис Погосович начал с истории локомотивного депо и поздравления. С 85-летием предприятия Борис Вортоньян поздравляет ветеранов, работников эксплуатационного локомотивного депо и всех, кто так или иначе связан с обслуживанием локомотивов!

Мария Гончар

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи

Не копируйте текст!