История

Наша история. Город на четырёх ветрах

Поделиться:

В прежние времена, когда другой была страна, другими были Тайшет и Тайшетский район, да и журналисты были не теми, что сегодня, наши края достаточно часто появлялись на страницах областных и центральных СМИ. И не в связи с происшествиями и прочими нехорошими событиями, как это происходит сегодня, а в контексте наших достижений и движения к развитию. Но в 1996 году, когда в Тайшет наведался корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Евгений Богачёв, дела у нас шли весьма неважно. Куда хуже, чем сегодня. Об этом и статья в «ВСП» за 6 апреля 1996-го. Давайте вспомним, как это было.

Евгений БОГАЧЕВ, «Восточно-Сибирская правда»
Фото Валерия КАРНАУХОВА

У сибирских городов, рожденных Транссибом, своя особая печать. За столетие как ни пытались они примерять другие наряды, их выдает «железнодорожная» амуниция.

И застраивались они чаше всего вдоль и по обе стороны железной дороги, чтобы во все окна смотреть день и ночь на свою стальную кормилицу.

Таков и Тайшет.

Местный вокзал — шумное, пёстрое, суетливое зрелище. Даже в сонные предутренние часы он живёт заботами и страданиями дорожных скитальцев. А в разношёрстной людской толпе, поглощаемой и выдавливаемой очередным пассажирским составом, все больше коробейников-мешочников, искателей работы, хлеба или просто приключений. Такова действительность. У каждого времени свои пассажиры.

Отличие Тайшета от других крупных станций существенное. Ему уготовано судьбой и развитием российской истории стоять на пересечении четырёх направлений, или, как говорят сами тайшетцы, на четырёх ветрах. Эта деталь во многом определяет местный образ жизни. Тайшет превратился в транзитный пункт всевозможных грузов, в том числе наркотиков, и в маленький сибирский Рим, ибо все дороги ведут теперь сюда.

А город в основном держится за карман Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Именно из этого кармана на две трети идет пополнение городской казны. «Кормилица», не уставая, продолжает нести золотые яйца, хотя сама все чаще довольствуется бартером из второсортных товаров. Ничего не поделаешь, в такие реалии загнал её сегодня неплатёжеспособный грузоотправитель.

Как разместить здесь рекламу

Большинство других тайшетских производств, рождённых строительством железных дорог на юг и на север, не говоря о Транссибе, хиреют вместе с брошенными на произвол судьбы родительницами.

Влачит жалкое существование построенный по некогда громкому титулу БАМа комбинат стройиндустрии. А ведь благодаря ему Тайшет обрёл второе дыхание — микрорайоны крупнопанельных многоэтажек заметно украсили провинциально-деревянный городок, прибавили ему жителей.

Зачах и завод по ремонту дорожно-строительных машин. Здесь с грустью вспоминают годы трудовой славы и красных знамен. Известен был далеко за пределами области сверхточными станками, своим литейным цехом и, конечно же, продукцией. Превратившись из «номерного» в заурядное хозяйство, перейдя из рук в руки, сегодня он никому не нужен. Ушли кадры — гордость завода: кто на пенсию, кто на поиски лучшей доли.

Попытки спасти завод, по словам мэра города Анатолия Стрелкова, пока безрезультатны. «Избавьте нас от балласта», — просил директор, передавая городским властям заводской соцкультбыт, а затем жильё. Неся большие расходы на их содержание, мэрия не дождалась ни подъёма завода, ни обещанных поступлений от него в городскую казну. Для реанимации ЗРДСМ надо как минимум десяток миллиардов рублей. Где их взять?

Читайте также:
Тайшет в начале 2000-х. Исторический фоторепортаж. Часть III

Держится на плаву Бирюсинский гидролизный завод. Кому-то на радость, кому-то на беду. Вырабатываемый на заводе технический спирт остается любимым напитком обнищавших горожан и селян.

Одна надежда у города на железную дорогу. Но курица второй год несёт яйца в областную корзину, а жившим ранее безбедно тайшетцам теперь приходится ходить за дотациями с протянутой рукой.

В Тайшете понимают, что область вынуждена помогать бедным районам за счёт менее бедных. Но им обидно видеть себя в роли просителей, обидно числиться в списке дотируемых городов и районов.

Стрелков верит, что положение изменится с принятием областного закона о местном самоуправлении. Может, тогда заработают принципы самофинансирования — «по одёжке протягивай ножки». Вроде бы, к 1997 году областная администрация пообещала вернуть тайшетцам право собирать налоги с железной дороги. Вроде бы…

Лишь точка на карте района…

Мэр Тайшетского района Валерий Щапов с ностальгией вспоминает, как ещё в начале 90-х район 50% своих доходов отдавал в областной бюджет. Устойчиво работал лесопромышленный комплекс. Высокими урожаями, надоями и привесами радовали крестьяне.

— На протяжении трёх лет катимся под гору. Где остановимся, не знаю…

За это время леспромхозы снизили свои объемы наполовину, а кое-кто — до 80%. Если раньше Бирюсинский ЛПХ перерабатывал до 200 тысяч кубометров древесины, то в прошлом году лишь 40 тысяч; половина из них — дрова.

Четыре посёлка содержал леспромхоз. Теперь от Еланки и Патрихи вынужден отказаться. Значит, отказался от живущих там людей. Лишившись речного сплава, бирюсинцы, как и туманшетцы, сами сели на мель. До железной дороги далеко. Сосну, пригодную для сплава, повырубали. Сырьевая база — берёза да осина.

Какой спрос с подобных леспромхозов, если в банках они давно «сидят» на картотеках и не знают, как расплатиться с долгами в 5-6 млрд. рублей.

Лес потребуется, когда заработает строительный комплекс России. Ждать придется долго. Сводят концы с концами, например, Квитковский, Мирнинский леспромхозы или «Нимакс» — благодаря нужде железнодорожников в шпалах, благодаря экспорту отборной древесины и пиломатериалов через Дальний Восток. Потеряны рынки сбыта в среднеазиатских республиках. Бывшим соотечественникам теперь выгоднее и дешевле работать с лесозаготовителями Уральского региона.

Достопримечательности Тайшетского района — шесть зон, два «дурдома» и два детдома.

Основными поставщиками налогов в бюджет, до 60%, являются исправительные колонии. 5,5 млрд. рублей должны они району. До Москвы, откуда командуют лагерями, не докричаться, а на месте волевые решения невозможны. Чтобы не уморить заключенных голодом, здесь, как и повсюду, активно внедряют натуральный товарообмен. Мы — вам мебель, вы нам-хлеб. Бартер всё активнее вытесняет «живые деньги». В 95-м в районе умудрились расплатиться продуктами и различными товарами на 2 млрд. рублей.

В особом почёте взаимозачёты, через них проходит две трети средств бюджета.

На начало 96-го года долг по зарплате, пенсиям, детским компенсациям исчислялся более чем в девять млрд. рублей. К середине марта бюджетники получили зарплату за ноябрь. В городе Тайшете уже выплачивали январскую.

Читайте также:
Тайшет в начале 2000-х. Исторический фоторепортаж. Часть I

— В начале января обстановка была очень сложной, — говорит Валерий Щапов. — Ездили с разъяснениями по коллективам, возили делегацию учителей в Иркутск. Самое грустное, что прошлогоднюю дотацию у области выбрали полностью. Только доходы с расходами не вязались с самого начала, бюджет нам был сверстан без учета инфляции…

И нынешних бюджетных денег хватит лишь до сентября. Только отделу образования надо 42 млрд., а у района на все нужды 32…

Что делать после сентября, никто не знает. Как неизвестно, когда вернутся долги по зарплате всем бюджетникам.

— Мне говорят: «Все деньги на зарплату! В первую очередь учителям и медикам!» А когда я заплачу коммунальщикам, другим бюджетникам? — возмущается Анатолий Стрелков. — Как готовиться к следующей зиме? На какие шиши обеспечу всем необходимым больницы и школы?

Что ни вопрос — головная непроходящая боль. И не только у мэра Тайшета. Хоть и возмущается он яростно, но понимает, что соседу — мэру района Ваперию Щапову живется ещё труднее. Чем дальше от города, тем темнее лес и острее приступы отчаяния. Но кто отзовется, кто услышит?

Тайшет — город хлебный…

Не выходят из головы слова редактора «Бирюсинской нови» Татьяны Конотопцевой, обронённые при нашей встрече.

— Каждый раз, приезжая из Тайшета в Иркутск, ловлю себя на мысли, что попадаю совершенно в другой мир, в другую страну. Настолько разный уровень жизни… А представьте, как живут в наших сёлах и посёлках. Для них даже выезд в райцентр — проблема из проблем. Люди не живут, а выживают…

Ещё, следуя совету коллеги, посмотрел, как нескончаемой вереницей идут жители Тайшета на городскую свалку. Правда, увидел и других тайшетцев —раскатывающих по городу на дорогих иномарках, довольных собой и жизнью.

Среди преуспевающих горожан больше всего коммерсантов. Городская мэрия зарегистрировала около 400 предпринимателей. Это серьёзная сила, если учесть, что при анализе прошедшего финансового года работники мэрии приятно удивились, увидев, что третья часть поступлений в городскую казну — от мелкого и среднего предпринимателя.

Рядом с торговыми имеются строительные фирмы, чаще на базе бывших строительно-монтажных поездов. Так что строить есть кому, были бы деньги.

Как заявил Анатолий Стрелков, предпринимателей городская власть всячески поддерживает, хотя и понимает, что только крупные предприятия, как железная дорога, гидролизный завод, составят основу дальнейшего благополучия. Город Тайшет — прежде всего станция Тайшет. Так было, есть и, видно, будет.

Интересно было узнать взгляд на будущее района и мэра Валерия Щапова:

— Мы не можем находиться постоянно в болоте. Наступит и для нас «праздник жизни». Район наш очень богатый…

Надо было видеть в эти минуты глаза мэра, чтобы понять, как хочется верить ему в перспективность своего большого и сложного хозяйства.

— В прошлом году сумели запустить Шиткинский угольный разрез. Пусть качество уголька пока желает лучшего, но он есть, и пласт уходит до Канско-Ачинского месторождения. Разведали известь, хватит на сто лет. Имеем месторождения золота, алмазов, тантала. В тайге 180 миллионов кубометров спелого леса, а уже подрастает молодняк…

Читайте также:
Истфакт. Тайшетский вокзал в начале 70-х

До всего дойдут руки, не будут богатства лежать мертвым грузом, считает мэр. Только бы нашему государству избежать новых, великих потрясений, а нам всем — жить в согласии и мире.

А пока, по мере возможностей, надо строить новые школы в Бузыканово и Венгерке, детсад в Шиткино, дороги, мосты, линии электропередач. Стыдно сказать, но имеются в Тайшетском районе ещё два поселка, где крутят электродизели.

Наступит время, поднимется с колен и сельское хозяйство. В Тайшетском районе сегодня 14 сельхозпредприятий, более 50 фермерских хозяйств. Валерию Щапову, бывшему начальнику районного сельхозуправления, больно видеть, что за последние годы надои снизились на одну тысячу килограммов, поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в два раза, а свиней — в пять. Все меньше выращивается картофеля. Только благодаря хорошему урожаю удалось удержать неплохие показатели по зерну.

800 миллионов — такова цена убытков на сельском фронте в прошлом году. Проблемы, как и везде, одни — безденежье, трудности со сбытом и реализацией продукции.

Сегодня Тайшет ставят в ряд самых «дешевых» городов области. Не сравнить местные цены с иркутскими на хлеб, мясо, молоко. Невысокие в масштабах области, особенно северных районов, цены в Тайшете — заслуга не только местных администраций и товаропроизводителей. Свое слово говорит госпожа конкуренция. Сказывается близость Красноярского края, откуда везутся товары по более низкой цене. Возьмем, для примера, сливочное масло. На оптовом рынке в Красноярске в начале марта, а мэр Тайшета видел сам, масло стоило 16 тысяч за килограмм. Потому в Тайшете выше 21 тысячи его стоимость в те дни не поднималась. Свежий, экологически чистый продукт — не конкурент импортному суррогату и более дорогому иркутскому собрату.

И зерно дешевле привезти с Алтая, из Омской области, чем брать у своих селян. От рыночных законов никуда не уйдешь.

Тайшет, говорят, — город хлебный. Только разные вкладывают в эти слова понятия. Для одних — изобилие. Для других хлеб — один из немногих доступных для кошелька продуктов.

Тайшетский интеграл

Жизнь — сплошная высшая математика. В ней, как в точной науке, интегрированием вычисляется сумма бесконечно малых слагаемых — приобретений и потерь, ошибок и удач, размышлений о прошлом, настоящем и будущем.

Не могу умолчать ещё об одной из будничных деталей в тайшетской действительности — о дискуссии на тему: вместе или врозь жить дальше городу и району. Эта дискуссия ведется давно, на этот раз её освежили разговоры о предстоящем административно-территориальном переобустройстве Иркутской области.

Мэры категорически против, местные депутатские Думы тоже, что из двух нищих богатого не получишь, что экономические интересы города и района никак не переплетаются, что надо учитывать размеры территории и удаленность посёлков от центра.

Референдумов здесь не проводили, потому о мнении народа судить трудно. Он сейчас готовится к выборам не только президента страны, но и местных депутатов. Говорят, собрались баллотироваться в областное Законодательное собрание оба мэра. И даже по одному избирательному округу. Ещё одна тема для разговора. Ещё одно слагаемое в тайшетском интеграле.

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!