Страна Творчество

Интернациональное достояние. Умер Армен Джигарханян

Ранним утром 14 ноября на 86-м году жизни умер народный артист СССР Армен Джигарханян.

Говоря о Джигарханяне, принято путаться в показаниях: в скольких — не десятках, а сотнях — фильмов он сыграл. Хотя ролей с лихвой хватило бы на несколько актерских жизней, назвать именно точную цифру на самом деле не так трудно, однако легенду не поверяют алгеброй. А суть легенды даже не в том, что на экране Джигарханян перебывал маршалом Баграмяном и капитаном Лебядкиным, писателем Куприным и султаном Саладином, даже Д’Артаньяном в телеспектакле. Диапазон его ролей в театрах — Ереванском русском драматическом, Ленкоме, театре имени Маяковского — не менее впечатляющ. Ленин и Ричард III, Мольер и комиссар Левинсон, генерал Хлудов и Мендель Крик, Нерон и Сенека.

Загадка и обаяние этого «левантинца» в том, что в нем словно жило несколько актеров, каждый из которых десятилетиями развивал собственную тему с вариациями, не путаясь при этом в ногах у своих двойников.
Для нескольких поколений он — гротескный, жанровый антигерой. От штабс-капитана Овечкина с незабываемым тиком, словно френч душит («Новые приключения неуловимых», Эдмонд Кеосаян, 1968 год), до пахана Папы («Линия жизни», Павел Лунгин, 1996 год), вгоняющего отпетого головореза в холодный пот скорбной укоризной: «Ты куришь, а мне больно». В таких ролях Джигарханян ни в чем себе не отказывал, работал жирными, пастозными мазками. Орудовал всем актерским инструментарием от Станиславского до Брехта. Превращался то в мультяшного фрика, то в ожившую тигровую шкуру, как плотоядно лязгающий челюстями судья Крипс («Здравствуйте, я ваша тетя!», Виктор Титов, 1975 год).

В жанровом кино его безусловный шедевр — роль Горбатого («Место встречи изменить нельзя», Станислав Говорухин, 1979 год). Джигарханян не давал никаких зацепок, не делал никаких намеков на прошлое увечного упыря, но зрителя обдавало холодом бездны, из которой вкрадчивый садист явился и куда его любой ценой надо было загнать. Разыгравшись, Джигарханян мог позволить себе выпасть из экранной реальности: международный киллер номер один Макс Ришар («Тегеран-43», Александров Алов и Владимир Наумов, 1980 год), готовящий покушение на «большую тройку», мутировал в какого-то неандертальца, чуть ли не шерстью обрастал. Но актер улучал момент, чтобы бросить с экрана смущенный взгляд хлопотливого армянского дедушки, который так увлекся, так увлекся, рассказывая внукам страшную сказку, что самого себя напугал.

Тайшет24 в WhatsApp

Армянские дедушки или дядюшки в расцвете лет — его отдельная песня. Характерен дрейф Джигарханяна в этом амплуа — в дуэте с режиссером Эдмондом Кеосаяном — между всесоюзным кино («Когда наступает сентябрь», 1975 год) и республиканским, домашним («Мужчины», 1972 год). Где надо, он педалировал мелодраматизм, переходя от наигранной задушевности к одинокому страданию. Где надо, невозмутимо балансировал между самоиронией, актерской и национальной, и самолюбованием.

Ему — пожалуй, единственному из актеров союзных республик — удалось стать и эталоном национального характера, и всеобщим достоянием без всякого этнографического привкуса.
Он был настолько всечеловечен, что зрители безоговорочно верили в его американских мужланов, римских философов и императоров или одесских биндюжников.

Восхищаясь фейерверком жанровых и характерных ролей, надо не предать забвению еще одного Джигарханяна. Звездой его сделали не Овечкин и не Крипс, а молодой физик Артем, мучающийся тем, что его ровесники воюют и погибают, а он, «окопавшись в тылу», пусть от его изысканий и зависит будущее родины, ловит косые взгляды. Артем («Здравствуй, это я», Фрунзе Довлатян, 1965 год) — один из самых пронзительных шестидесятнических героев (да еще и сыгран в блестящем дуэте с Роланом Быковым), а молодой Джигарханян — такое же романтическое лицо оттепели, как Белявский или Лановой.

Романтизм 1960-х клонился к земле под тяжестью многих знаний и печалей, и вместе с ним клонились герои Джигарханяна. Он сыграл самые нюансированные, просвеченные позднейшим историческим опытом роли чекистов в «Операции «Трест»» (Сергей Колосов, 1967 год) и «Рассказе о простой вещи» (Леонид Менакер, 1975 год). Эти интеллигенты, разумом выбравшие самую страшную революционную работу, обречены жить в смертной тени. В «Поезде в далекий август» (Вадим Лысенко, 1971 год) также существует в двух исторических временах его молодой ветеран, навсегда растерянный от того, что выжил в севастопольском аду.

В современных драмах его герои, взрослея и старея, смирялись с ролью безропотного мужа-домохозяйки («Осень», Андрей Смирнов, 1974 год). Озлобленно замыкались, без вины виноватые («Круг», Герберт Раппапорт, 1972 год). Смущали сердца женщин, положивших себя на алтарь общества («Старые стены», Виктор Трегубович, 1973 год). Дорожили своей сомнительной люмпен-пролетарской независимостью («Трое на шоссе», Анатолий Бобровский, 1983 год). Но в них всегда просвечивало благородное мужское обаяние юного физика из довлатяновского фильма 1965 года.

Михаил Трофименков, Коммерсантъ

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

 

13 комментариев

Родители 14.11.2020 at 16:49

ушел еще они из НАСТОЯЩИХ!Скорблю

25
11
Ответить
mr.heretic 14.11.2020 at 18:40

Вечная память останется о нем! Величайший Человек!

15
11
Ответить
Палы4 15.11.2020 at 02:36

Один из лучших, легенда, память народа, всех народов, голос эпохи….
Склоняю голову, и говорю ВИВАТ МАЭСТРО, ТЫ ЛУЧШИЙ!!!!
Армэн, Коля, Лёня, Саша … И многих других… Вас так не хватает нынешнему кинематографу, Вы эпоха, Вы наша память..
Обязательно постараюсь привить своим четвёртым детям любовь к лучшим актёрам этого времени… Из нынешних даже назвать никого не могу…

15
11
Ответить
ОТБ 15.11.2020 at 11:21

Безруков, Машков,Серебряков- очень неплохие актёры.

9
6
Ответить
ФЕНЯ 15.11.2020 at 14:28

Безруков и Машков неуважаемые, порядочные люди им руки не подадут.

8
10
Ответить
Лёля 15.11.2020 at 17:43

Феня мы сейчас обсуждаем актерские данные а не сплетни о личной жизни.Безруков талантлив , как он Есенина читает, живет произведением просто.

12
6
Ответить
Юрий 15.11.2020 at 15:26

Вот именно, они до НАСТОЯЩИХ мало дотягивают!
Играл-как жил!

4
8
Ответить
Лёля 15.11.2020 at 11:26

Да и режиссеров уже нет , способных снять что то сопоставимое с теми шедеврами .Такие таланты тоже надо уметь открыть.

4
10
Ответить
Лиза 15.11.2020 at 15:49

Потому что деятелям искусства, искусство » по барабану», все занимаются зарабатыванием денег, всё нацелено на получение прибыли, ничего человеческого не остается. Нас всех превратили в потребителей. Хорошие фильмы, которые хочется пересматривать, за последние 20 лет сняли единицы, а остальное д****о, хуже того, когда оно еще и распиареное. Вот и понимаешь, что советская цензура не так и плохо, по крайней мере шедеврам она не стала помехой.

11
6
Ответить
Палы4 16.11.2020 at 00:51

Возможно Машков, возможно Хабенский, возможно Миронов….
Но в любом случае фигуры не сопоставимые…
Мне интересно, минусят те, кто Джигарханяна, Абдулова, Куравлева никогда не видели? Поколение моргенов или я в чем то не прав?

6
8
Ответить
Лёля 16.11.2020 at 11:45

Палыч вы что сопоставляете и с чем? Вы какого Клюева запомните ? Графом Рошфором или Ворониным? Кино это не театр одного актера.Проблема не в том,что у нас нет хороших артистов, проблема в том ,что у нас некому снять что то сопоставимое , написать сценарий.Вы из современного фильма можете хоть один монолог вспомнить или цитату? Я нет, просто нет.Спецэффекты,порнуха,чернуха, мордобой ,вот и все.А фильм Рязанова гараж? Снятый в одной комнате .Да его можно каждый день смотреть,чтоб ,,окунуться,, в советский быт и услышать бессмертное -,,Зафиксируйте в протоколе факт продажи родины,, или ,,Я из вас сейчас мясной ряд делать буду,, или ,,Законным путем идти конечно можно .Но тяжело,, А из всех кто сыграл Остапа Бендера, для меня лучший Юрский со своим ,,Вы не в церкви, вас не обманут,, или ,,Скучно ,девочки,, или ,,Тех кто не читает газет надо убивать морально.Но я этого делать не буду,потому что надеюсь на ваше исправление,, Те фильмы проникали в душу, имели содержание.Без Говорухина не было бы ,,Место встречи,, без Хилькевича не было бы ,,Трех мушкетеров,, Я с Лизой полностью согласна., деньги не должны быть главной целью при съемке фильма.

7
2
Ответить
Палы4 16.11.2020 at 13:02

Я скажу кратко, Ворониных я не знаю)))
p.s.: «когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. А когда нет цели….»

3
6
Ответить
Ольга 16.11.2020 at 11:35

Талантливый актер. Незабываемые роли. Настоящий мастер перевоплощения.
Надеюсь, сыгранные Арменом Борисовичем персонажи еще многие годы будут привлекать внимание зрителей — заставлять себя любить или ненавидеть, сопереживать, верить им, учиться у них.
Действительно, уходят настоящие, глядя на игру которых забываешь, что это только игра.
Но нам повезло их увидеть!

4
6
Ответить

Обсуждения