Павел Яковлевич Гольдберг – участник Великой Отечественной войны, прошедший через ключевые сражения: Сталинградскую битву, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Карпат, Польши и Чехословакии. После войны внёс значительный вклад в строительство инфраструктуры СССР, работая старшим механиком на сооружении железной дороги Тайшет–Абакан, а позже – начальником отдела оборудования в дирекции по строительству Братска.
Родился 31 мая 1917 года в Красноярске в семье революционеров: отец, красный комиссар, был расстрелян колчаковцами в 1921 году, мать убита белочехами. Оставшись сиротой, он был воспитан Советской властью. В 16 лет получил аттестат водолазного училища, но из-за возраста не смог работать по специальности, окончил ФЗУ и приобрёл техническое образование.
До войны служил на Тихоокеанском флоте, в 1939 году участвовал в подъёме затонувшего судна «Георгий Победоносец», за что был награждён медалью «За трудовое отличие», вручённой лично Михаилом Калининым в Кремле.
С началом Великой Отечественной войны настойчиво добивался отправки на фронт. Осенью 1942 года в составе тихоокеанской морской бригады (1800 человек) прибыл под Сталинград, где командовал ротой, а затем батальоном 241-го стрелкового полка. За три месяца боёв лично уничтожил 197 гитлеровцев, взял в плен 10 и вывел из строя 3 орудия. После Сталинградской битвы из всей бригады в живых осталось лишь четверо, включая Гольдберга.
Продолжив воевать на Курской дуге, при форсировании Днепра и в освобождении Европы, он был награждён орденом Красного Знамени за Сталинград.
После войны, в 1952 году, работал на строительстве железной дороги Тайшет–Абакан, где случайно обнаружил свою фронтовую фотографию в журнале «Огонёк».
По неподтверждённым данным, некоторое время мог находиться в Озерлаге, где встретил будущую жену. В 1958 году посетил Сталинград, разыскав на берегу Волги зарытые комсомольские билеты погибших товарищей – теперь они хранятся в музее Сталинградской битвы.
Последние годы жизни провёл в Братске, участвуя в строительстве города. Умер 16 июня 1989 года, оставив после себя память о фронтовом подвиге и трудовых свершениях.
1 комментарий
Абакан — Тайшет с 1958 строилась