Власть Главное

Жизнь Тайшетского района в 2018 году глазами прокуратуры

Интереснейший документ поступил в феврале в администрацию и Думу Тайшетского района, а также в адрес глав муниципалитетов. В нём межрайонная прокуратура подвергла анализу ситуацию, связанную с состоянием законности и правопорядка на территории района.

Были затронуты практически все ключевые проблемы, часть из которых сложилась по причине банального бездействия различных органов власти. Приводим выдержки из документа.


 

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Тайшетской межрайонной прокуратурой проанализировано состояние законности и правопорядка на территории Тайшетского района за 2018 год.

О ПРЕСТУПНОСТИ

Проведенный анализ выявил снижение количества умышленных причинений тяжкого вреда здоровью человека на 14,6% до 35 (2017 год — 41), повлекших по неосторожности смерть человека, на 18,2 % до 9 (2017 год — 11), мошенничеств на 55% до 27 (2017 год — 60), грабежей на 28,2% до 28 (2017 год — 39).

Вместе с тем зафиксирован рост числа зарегистрированных преступлений в целом – на 3,8% до 1270 (2017 год — 1224), в частности тяжких и особо тяжких на 28,2% до 323 (АППГ-252), в том числе убийств на 75% до 14 (2017 год — 8), а также количества преступлений, совершенных в общественном месте на 11,7% до 381 (2017 год — 341), в том числе на улице на 15% до 299 (2017 год — 260) и лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения на 3,0% до 308 (2017 год — 299).

Уровень подростковой преступности в Тайшетском районе снизился на 48 % до 26 (2017 год — 50), соответственно, снизилось и количество совершенных несовершеннолетними преступлений. Вместе с тем увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления, до 13 (2017 год — 7).

Учитывая изложенное, правоохранительным органам, органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо принять комплексные меры, направленные на стабилизацию и снижение преступности несовершеннолетних, уделив особое внимание повторной преступности.

Обстоятельствами, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений, являются употребление алкогольных напитков взрослыми лицами, отсутствие с их стороны родительского контроля в отношении несовершеннолетних, отсутствие занятости несовершеннолетних во внеучебное время.

По-прежнему основными причинами совершения преступлений на территории района остаются низкий уровень жизни населения, высокий процент безработных, слабая социальная защищенность на фоне сложной экономической обстановки.

В процессе предупреждения преступности необходимо отметить профилактическую роль деятельности органов местного самоуправления на данном направлении.

Так, полномочиями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обладает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тайшетского района, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществляющая их защиту, а также координирующая деятельность органов и учреждений системы профилактики.

В 2018 году в деятельности комиссии по профилактике правонарушений имели место недочеты, выражающиеся в формальном подходе к подготовке и исполнению планов профилактических мероприятий, отсутствии индивидуального подхода к проблемам семей и определению путей решения этих проблем.

В то же время законом органы местного самоуправления наделены и иными полномочиями в сфере профилактики правонарушений, в частности по принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Целесообразным представляется принятие мер, направленных на недопущение в дальнейшем формального подхода к выполнению мероприятий по профилактике.

О ЖКХ, ЧИСТОЙ ВОДЕ И ОТОПЛЕНИИ

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры остается надзор за соблюдением жилищных прав граждан, в том числе прав на получение коммунальных услуг.

Установлено, что в 2018 году на поднадзорной территории органами местного самоуправления допускались факты ненадлежащего решения вопросов местного значения в указанной сфере, что повлекло нарушение прав граждан и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровья граждан, социальной напряженности.

Значимым примером, на котором стоит заострить внимание, является сложившаяся в октябре 2018 года ситуация с водоснабжением в южной части Тайшета.

В результате непринятия заблаговременно органами местного самоуправления мер по обеспечению бесперебойного водоснабжения потребителей, отсутствия актуальной информации о собственниках части объектов коммунальной инфраструктуры, значительное количество времени граждане и социально-значимые объекты оставались без питьевого водоснабжения.

Решением руководства коммерческой организации, являющейся собственником водозаборной скважины, водоснабжение присоединенных к ней потребителей было прекращено.

Вместе с тем своевременных мер для обеспечения прав граждан и организаций органом местного самоуправления предпринято не было.

Таким образом, в целях недопущения подобных ситуаций органам местного самоуправления необходимо актуализировать имеющиеся сведения о владельцах объектов коммунальной инфраструктуры, принять меры к созданию возможности обеспечения потребителей коммунальными ресурсами посредством эксплуатации объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В результате активной деятельности органов местного самоуправления по расселению граждан, проживающих в аварийном жилье, в 2017 году возросла инициативность граждан, проживающих в ветхом жилье, вылившаяся в признание органами местного самоуправления значительного количества жилья, расположенного на территории Тайшета и Бирюсинска, аварийным в 2017-2018 годах.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, мероприятия которой предусматривают продолжения расселения аварийного жилищного фонда.

С целью недопущения нарушений прав граждан органам местного самоуправления с учетом имеющегося опыта следует организовать превентивную работу, направленную на подготовку реализации программы.

О КАЧЕСТВЕ ДОРОГ И ДТП

Вызывает нарекание ненадлежащее состояние и содержание автомобильных дорог и прилегающих к ним территорий. Факты ненадлежащей уборки дорожных покрытий от снежных масс имеются и в настоящее время. Рядом муниципальных образований допускаются нарушения требований к знакам дорожного движения.

Учитывая количество дорожно-транспортных происшествий на территории района (72 происшествия в 2018 году), в том числе и вследствие неисполнения должным образом своих обязанностей органами местного самоуправления, муниципальным образованиям необходимо усилить работу в данном направлении.

В частности необходимо усилить контроль исполнения подведомственными организациями и исполнителями муниципальных контрактов обязанностей по содержанию и обслуживанию дорожной сети, при наличии оснований применять штрафные санкции либо меры дисциплинарного характера.

О ТУБЕРКУЛЁЗЕ И ВИЧ

Эпидемиологические показатели туберкулеза по Тайшетскому району остаются на стабильно высоком уровне. Также наблюдается увеличение количества граждан, пораженных вирусом иммунодефицита человека. Органам местного самоуправления необходимо активизировать свою деятельность в рамках предоставленных законом полномочий.

Основным направлением деятельности органов местного самоуправления при решении данной проблемы должна являться профилактика таких заболеваний, в особенности среди несовершеннолетних.

Предлагаем организовать информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории Тайшетского района, с приведением ежегодных статистических данных.

О «МУСОРНОЙ РЕФОРМЕ»

В 2018 году претерпело значительное изменение законодательство, регламентирующее обращение с твердыми коммунальными отходами. На органы местного самоуправления возложены дополнительные обязанности в указанной сфере, в частности обязанности по созданию и содержанию мест накопления отходов, ведения их учета, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как показал проведенный анализ, в настоящее время ни одно муниципальное образование нельзя назвать в полной мере исполнившим требования законодательства; достаточные меры, направленные на обеспечение вышеназванных полномочий, органами местного самоуправления не приняты.

Так, на территории только двух муниципальных образований (Тайшетское городское поселение, Бирюсинское городское поселение) приняты меры по исполнению полномочий по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, по информации, представленной в прокуратуру главами остальных муниципальных образований Тайшетского района, полномочия в рассматриваемой сфере ими не реализованы.

Учитывая назревшие проблемы, связанные с оборотом твердых коммунальных отходов на территории района, полагаем необходимым обратить внимание на недопустимость формального подхода к организации работы в данной сфере, принять меры к выделению земельных участков для организации мест накопления отходов, разработки необходимых нормативных документов, провести разъяснительную работу с населением.

Кроме этого, органами местного самоуправления не завершена работа по постановке на учет в соответствии с требованиями закона городских лесов.

О ВЕТХИХ СЕТЯХ, ТЕПЛОИСТОЧНИКАХ И СКВАЖИНАХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства проблемным вопросом остается ветхое состояние объектов коммунальной инфраструктуры, в т.ч. сетей теплоснабжения, водоснабжения, оборудования артезианских скважин, теплоисточников.

Так, на протяжении ряда лет в связи с неудовлетворительным состоянием котельной в р.п. Юрты, недостатками используемого вида топлива для приготовления теплоносителя регулярно нарушаются права потребителей в период прохождения отопительного сезона.

Решением суда на администрацию Юртинского городского поселения возложена обязанность по проведению модернизации котельной до сентября 2019 года, однако каких-либо действенных мер, в том числе финансового характера, администрацией не предпринимается.

По-прежнему допускаются факты незаконной передачи объектов коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности, по договорам аренды, безвозмездного пользования.

Так, например, несмотря на признание в 2017 году арбитражным судом договора аренды муниципального имущества незаконным, администрацией Тайшетского городского поселения аналогичный договор заключен в 2018 году вновь.

Процесс передачи объектов коммунального назначения на основании концессионных соглашений протекает медленно и не отвечает назревшей необходимости модернизации такого имущества.

Отдельными поселениями не принимаются достаточные меры к передаче имущества по концессионным соглашениям, в связи с чем ветхое имущество не модернизируется, что напрямую влияет на качество и надежность предоставления коммунальных услуг.

О КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ

В 2018 году прокуратурой неоднократно выявлялись нарушения должностными лицами органов местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Так, например, указанные сведения не представлялись депутатами Венгерского муниципального образования, главами Шелеховского сельского, Бирюсинского городского муниципальных образований, отдельными депутатами Старо-Акульшетского, Юртинского муниципальных образований представлялись с нарушением срока либо содержали недостоверные сведения.

Противодействие коррупционным проявлениям в настоящее время является приоритетом государственной политики и нарушение требований законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений, является недопустимым.

О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

На постоянной основе в 2018 году прокуратурой уделялось внимание защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Многие проблемы в данной сфере остаются нерешенными.

Образовательные организации, подведомственные администрации Тайшетского района, не отвечают предъявляемым требованиям в части технического состояния конструкций зданий, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

В прошлом году по требованию прокурора Тайшетский городской суд обязал образовательные организации, а также Управление образования администрации Тайшетского района в срок до 31 декабря 2019 года провести ремонтно-строительные работы по восстановлению и усилению конструкций зданий образовательных организаций для приведения их из ограниченно-работоспособного в работоспособное техническое состояние и обеспечения их эксплуатационной пригодности в соответствии с заключениями инженерно-технического экспертного обследования. Решения вступили в законную силу.

В рамках проведения проверок исполнения законодательства о безопасном пребывании несовершеннолетних, антитеррористической защищенности в образовательных организациях, выявлены нарушения в деятельности муниципальных образовательных организаций в части исполнения требований о контрольно-пропускном режиме, хранении данных систем видеонаблюдения, ограждении территорий образовательных организаций.

Также необходимо оставить на контроле вопрос доступности дошкольного образования. Ранее по иску прокурора на администрацию Тайшетского района, управление образования администрации района возложена обязанность по совершению действий в целях обеспечения принципа доступности дошкольного образования.

В срок, установленный судом для добровольного исполнения (30.12.2018), решение не исполнено, процесс строительства нового дошкольного учреждения в настоящее время на стадии экспертизы проектно-сметной до-кументации, права несовершеннолетних на дошкольное образование не обес-печены.

Изложенное требует повышенного внимания со стороны к администрации Тайшетского района к вопросам финансирования деятельности учреждений сферы образования, обеспечения своевременного исполнения решений суда, направленных на защиту интересов несовершеннолетних.

О ЗАДЕРЖКАХ ЗАРПЛАТ

Также особого внимания заслуживает ситуация, связанная с оплатой труда работникам муниципальных предприятий.

В текущем году по иску прокурора администрацией Тайшетского района погашена задолженность перед работниками муниципального унитарного предприятия «Автобаза», находящегося в стадии банкротства.

В сложившихся на предприятии ранее условиях без оказания финансовой поддержки за счет средств районного бюджета проблема оплаты труда не могла быть решена, а требования работников по погашению задолженности оставались бы неудовлетворенными.

Одной из причин возникновения подобных трудностей является длительное отсутствие надлежащего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны учредителя, повлекшее, в свою очередь, возникновение задолженности по заработной плате.

Подобные факты впредь должны быть исключены, финансовое состояние подведомственных предприятий должно регулярно подвергаться оценке в рамках имеющихся полномочий.

ИА «Тайшет24»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Если вы обнаружили в статье неточность, сообщите, пожалуйста, в редакцию! E-mail: news@t24.su.