Музей депо официально открыли в Тайшете 30 сентября 1994 года, однако экспонаты для него начали собирать по предложению механика Андрея Матюхина ещё в 50-е годы прошлого века. Здесь долгое время накапливались сведения о строительстве Транссиба, БАМа, боевых и трудовых подвигах ветеранов, многие из которых были героями Великой Отечественной войны. На стендах, оформленных бывшим смотрителем музея Анатолием Радионовым, были выставлены редкие фотографии и награды потомственных железнодорожников.
Многие познавательные экспонаты были сделаны руками самих работников депо. Например, масштабные модели паровозов и современных локомотивов, а также макет паровозного депо 1936 года. В их изготовлении приняли участие: лучший столяр депо 90-х Михаил Крупский, деповские умельцы Анатолий Михалёв, Георгий Щепин, Васыл Нигматулин и другие энтузиасты.
Комната боевой и трудовой славы с 30-летней историей была уничтожена в ночь на 31 мая в результате сильного пожара, который произошёл в административном здании сервисного локомотивного депо (СЛД) ООО «ЛокоТех-Сервис». В помещении, возведённом 90 лет назад, обрушилась кровля, полностью выгорели деревянные перекрытия.
Сергей Степаньков, смотритель железнодорожного музея Тайшета:
«В пяти залах общей площадью 172 квадратных метра хранились более семи тысяч экспонатов, в том числе уникальные модели паровозов, тепловозов, электровозов, созданные руками деповчан много лет назад. – Также безвозвратно утеряно трудовое знамя коллектива предприятия».
На прошлой неделе на месте пожара работала комиссия под руководством главного инженера Тайшетского региона ВСЖД. В настоящее время под комнату боевой и трудовой славы планируют передать помещение бывшего красного уголка 1936 года постройки (оно функционирует с основания депо), его площадь составляет 200 квадратных метров.
Сейчас в бывшем красном уголке располагается Тайшетский филиал дирекции путевых машин, сотрудники которого готовы переехать в новое здание. А когда-то в этом помещении находилась первая в Тайшете электростанция, построенная для нужд депо.
Сергей Степаньков:
«Спасатели передали нам после пожара ценный макет паровоза, он практически не пострадал в огне. Из пепелища удалось поднять два обгоревших и деформированных макета локомотивов. За их восстановление взялся машинист тепловоза Дмитрий Семёнов, который ведёт реставрационные работы у себя в гараже. Он сам изъявил желание помочь, огромная ему благодарность за неравнодушие. Кстати, Дмитрий Семёнов уже привёл в надлежащий вид закопчённый станционный колокол».
Кроме того, умелец планирует отремонтировать макет семафора, который после пожара определили на временное хранение в эксплуатационное локомотивное депо (ТЧЭ-1). В нём полопались пружины и погнулись тяги.
«В следующем году будем праздновать 90-летие нашего предприятия. Верю, что к торжественной дате мы успеем частично восстановить уникальную экспозицию. Присоединяйтесь к нам».
Тимур Балашов, «Гудок»