Разрешить будущим водителям самостоятельно готовиться к экзаменам на получение прав в ГИБДД, а также ввести обязательное обучение Правилам дорожного движения в школах предложил Национальный автомобильный союз.
Как пишет «Российская газета», зафиксировано увеличение показателей аварийности с участием детей-велосипедистов. Седьмой год подряд отмечается рост основных показателей аварийности с участием детей-водителей механических транспортных средств. Одной из причин такой высокой аварийности и смертности является низкий уровень знаний ПДД всеми участниками дорожного движения, к которым относятся и несовершеннолетние.
При этом федеральные программы образования не предусматривают изучения Правил дорожного движения. А это могло бы спасти множество жизней детей и подростков на дорогах. Но, увы, такие требования в образовательный норматив не введены.
Кроме того, автор письма — президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин — обращает внимание на некачественную подготовку водителей в автошколах. И предлагает вернуть в законодательство возможность самоподготовки.
Напомним, что в свое время это было очень удобным способом для кого-то получить права, а для кого-то — заработать. Но в 2013-м самоподготовка была запрещена. Сдать экзамен на права стало возможным только после прохождения обучения в автошколе. И сделано это было не просто так. Дело в том, что наряду с теми кандидатами в водители, которые самостоятельно готовились, в ГИБДД пошли и те, которых якобы готовили липовые автошколы. Неудачливого ученика, который уже заплатил за обучение, проще быстрее выпустить, получив за это деньги. А за его подготовку никто не отвечает.
Кроме того, довольно большое число кандидатов в водители приходили в ГИБДД на экзамен просто для тренировки. Можно было сдавать неограниченное количество раз. По сути, обучение за счет бюджета и времени задействованных сотрудников ГИБДД.
В 2013 году навели порядок. Самоподготовку запретили. Сдавать экзамен стало возможно только после обучения в образовательной организации. При этом за автошколами установили строгий контроль.
Как рассказала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, в итоге серые автошколы уходят с рынка. Аварийность с начинающими водителями, т.е. до двух лет стажа, снижается. И довольно заметно: если в 2015 году количество ДТП с ними составляло 14,5 тысячи, то в 2024-м — 8 тысяч.
Кроме того, она напомнила, что теоретическая подготовка водителя — это не только знание Правил дорожного движения и ответственности за их нарушения. Это еще и многие другие вещи, которые никакими лекциями и видеокурсами не преподать. Это то, что необходимо пройти на практике.
Каким образом самостоятельно можно освоить оказание первой помощи? Как наложить жгут? Как провести дыхание «рот в рот», как «завести» сердце? А есть еще устройство автомобиля. Даже начинающий водитель должен знать, как поменять колесо на дороге. Кроме того, нынешние программы предполагают психологический практикум. Это умение реагировать на агрессивное поведение других водителей и пешеходов. И в целом слушателям объясняют, как правильно и безопасно вести себя на дороге. В Правилах дорожного движения это не прописано. И одними юридическими знаниями тут не обойдешься.