Site icon Тайшет24

В Иркутской области обсудили проблемы дополнительного образования и наметили пути выхода

На заседании Совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований был поднят комплекс острых проблем в сфере дополнительного образования детей. В обсуждении приняли участие депутаты, руководители областных министерств образования, культуры и спорта, а также главы муниципалитетов, которые поделились конкретными трудностями на местах.

Председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников в своем приветственном слове обозначил дилемму, стоящую перед системой допобразования. С одной стороны, это внутренние проблемы: кадровый дефицит, слабая поддержка педагогов и недостаточное финансирование материальной базы. С другой — внешний вызов в виде падения интереса детей к реальному развитию.

Спикер Александр Ведерников в своём приветственном слове отметил:

«Мы не раз на площадках Заксобрания говорили о том, что самые верные инвестиции – это инвестиции в подрастающее поколение. С одной стороны, дефицит кадров, недостаточная поддержка педагогов, недостаточное финансирование материально-технической базы, необходимость капитальных ремонтов. С другой стороны, мы видим, что современные дети «проваливаются» в гаджеты, у многих из них нет интереса учиться, развиваться, получать музыкальное, художественное образование, серьезно заниматься спортом. Наша задача обозначить все проблемные точки, выслушать все позиции, проанализировать представленные аргументы и оценить возможные последствия принимаемых решений».

Представители Тайшетского округа детально описали ситуацию в нашем муниципалитете, которая является типичной для многих территорий региона.

Разместить рекламу на Тайшет24

Александр Кузин, мэр Тайшетского муниципального округа:

«Хотелось бы затронуть проблему развития спортивной инфраструктуры на нашей территории. Несмотря на плотное взаимодействие с инвесторами в нашем муниципальном образовании, мы сталкиваемся с определёнными трудностями.

В качестве примера можно рассмотреть наш спортивный объект — так называемый стадион, который, по сути, является многофункциональной спортивной площадкой. На сегодняшний день единственной программой для его благоустройства нам предлагают «Бизнес-спринт». Безусловно, это инструмент для взаимодействия с бизнесом, однако он предусматривает условия, обязывающие инвестора не только вложить средства в ремонт, но и содержать объект в течение последующих пяти лет.

Если для профильных учреждений, таких как бассейн, можно прогнозировать окупаемость, то возложение финансовых обязательств по содержанию непрофильного актива на бизнес представляется сложной задачей. В нашем случае это единственный стадион, который исторически был доступен для жителей бесплатно, так как альтернативной инфраструктуры просто нет».

Председатель Думы Тайшетского муниципального округа Ирина Ронжина привела подробную статистику и выделила ключевые проблемные точки:

«На территории Тайшетского муниципального округа в настоящий момент 56 образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, реализуют обучение по дополнительным общеразвивающим программам.

 Из них учреждений дополнительного образования — два:

Помимо этого, программы дополнительного образования реализуются в 34 общеобразовательных учреждениях. Общее количество детей в школах — 9005 человек, из них по дополнительным программам обучаются 7383 ребёнка.

На территории Тайшетского муниципального округа также работают 20 учреждений дошкольного образования. Общее количество воспитанников — 2612 человек, из них дополнительным образованием охвачено 957 детей.

Кроме того, свою деятельность осуществляют 5 учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры, спорта и молодёжной политики, в которых обучается 1172 ребёнка…

Как уже, наверное, отметили все присутствующие, проблемные вопросы в сфере обозначенной темы повестки по Тайшетскому муниципальному округу существуют. Хотелось бы выделить следующие:

Необходимость обновления материально-технической базы. Требуется проведение капитальных ремонтов помещений и зданий. Существует дефицит современного оборудования, а устаревшая материально-техническая база значительно ограничивает возможности реализации потенциала педагогического состава.

Обеспеченность кадрами. В настоящее время наблюдается дефицит специалистов по программам технической и художественной направленности, таких как: робототехника, IT-технологии, художественная обработка дерева. Также высокий спрос на направления хореографии и вокала, но большая нагрузка ложится на действующих педагогов. Дефицит кадров наблюдается и в сфере военно-патриотического воспитания.

Территориальный фактор. Отдалённость многих населённых пунктов ограничивает детей в выборе направлений дополнительного образования. Например, дети в отдалённых сёлах не могут заниматься музыкой или искусством, несмотря на большое желание».

Министр образования Максим Парфенов сообщил, что в области работает 267 учреждений допобразования, предлагающих более 15 тысяч программ.

Он рассказал о новых проектах, таких как «Кванториумы», «IT-кубы» и «Точки роста», а также о внедрении «Навигатора дополнительного образования», который позволяет родителям выбирать кружки и секции, а также дает возможность частным организациям получать бюджетное финансирование на конкурсной основе.

Среди ключевых проблем глава минобра выделил ветхую инфраструктуру многих учреждений и нехватку средств на расходные материалы.

Министр культуры Олеся Полунина представила глубокий анализ ситуации в детских школах искусств, назвав их «национальным достоянием» и основой российского художественного образования. Она констатировала сокращение контингента учащихся, связывая это с конкуренцией с онлайн-курсами и повышенным вниманием родителей к ЕГЭ.

Серьезной проблемой остается кадровый вопрос: 30% преподавателей — пенсионеры, а по области открыто 137 вакансий, особенно по музыкальным направлениям. Министр привела яркий пример, иллюстрирующий стратегическую важность ДШИ: в регионе практически не готовят гобоистов, что ставит под угрозу будущее Губернаторского симфонического оркестра, так как без этого инструмента не может прозвучать ни одно классическое произведение.

Исполняющий обязанности министра спорта Владимир Удовенко доложил о достижениях спортсменов области, завоевавших в 2024 году около 1500 медалей, и о разветвленной сети спортивных школ. Однако он подчеркнул, что острой проблемой остается нехватка современной спортивной инфраструктуры.

В ходе дискуссии были предложены конкретные шаги для исправления ситуации. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Дмитрий Мясников заявил о необходимости создания отдельной государственной программы с финансированием и увеличении набора на педагогические специальности.

Александр Ведерников резюмировал важность консолидации усилий всех уровней власти.

«Необходимо проанализировать опыт других регионов и учесть предложения органов местного самоуправления в данном вопросе, важно совместными усилиями привлечь детей к получению дополнительного образования», — заявил председатель областного парламента.

Проект итогового решения Совета будет доработан с учетом всех поступивших предложений и замечаний.

ИА Тайшет24