Реклама
Реклама
Реклама

Реклама
История

«Трассе мужества» Абакан–Тайшет – 60 лет

Поделиться:

Мосты, жерла тоннелей и петли железнодорожных путей… В этом году исполняется 60 лет со дня завершения строительства легендарной «трассы мужества» Абакан–Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывая Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1959–1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. Хроника тех героических лет – в материале «Областной».

Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с большой территорией месторождений угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты объясняли это сложным рельефом и большими перепадами высот.

В 1935 году начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. В 1936 году первая экспедиция из Москвы провела предварительные изыскания северного варианта трассы с выходом на Тайшет и Клюквенную.

Осенью 1942 года, когда под Сталинградом шли жестокие бои с фашистскими захватчиками, очередной экспедиции было поручено разведать трассу будущей железной дороги Абакан–Нижнеудинск.

Трое молодых мужчин – 37-летний руководитель Александр Кошурников и два молодых инженера-техника Алексей Журавлев и Константин Стофато отправилась по маршруту Нижнеудинск–Абакан.

Отряд прошел до реки Казыр 180 км, делая наброски и чертежи. 2 ноября случилась трагедия – плот с участниками экспедиции затащило под лед. Все трое погибли.

Канал Тайшет24 в Max

Но даже после смерти участников похода дневники экспедиции послужили делу строительства. В 1958 году было решено отказаться от труднодоступного направления на Нижнеудинск и строить железную дорогу Абакан–Тайшет через Саянские хребты. Вышло постановление правительства, 35 тысяч добровольцев с комсомольскими путевками устремились на трассу. Среди них были ветераны строительства, ныне живущие в Тайшете – Елена Соколова, Лидия Гринченко, Екатерина Гудкова, Тамара Каревич.

– В 1956 году мы, молодые комсомольцы из Ярославской области, приехали строить вторые пути трассы, – вспоминает ветеран строительства дороги Абакан–Тайшет, жительница города Тайшет Елена Соколова. – Когда заканчивали перегон, вагоны, в которых жили строители, переезжали на другие станции, и так до самого Заполярья. В 1960 году мы прибыли в Тайшет и поселились в бараках. Шла отсыпка земляного полотна под укладку путей. Направили нас всех на первый участок, которым руководила Герой Труда Софья Васильевна Ефимова. Землю под бетонные и металлические опоры копали вручную. Труд был очень тяжелый, но мы – молодые, поэтому все выдержали.

Трасса пересекает горы, используя по большей части долины рек, вьющихся меж отрогами. Поднимаясь на перевалы, дорога петляет серпантинами. Линия пересекает множество мелких ручьев и речушек и такие крупные реки, как Енисей, Абакан, Туба, Мана, Агул, Бирюса. Строителям предстояло перебросить через пропасти три высоких виадука, а через реки, речки и речушки – 258 мостов и мостиков.

Для прокладки линии Абакан–Тайшет пришлось пробить в горах девять тоннелей. Их общая длина – более 10 км, самый крупный из них – Манский, 2487 м.

В начале ноября первый поезд прошел по сооруженному участку Клюквенная–Саянская. «Его вел молодой машинист Василий Кутали, приехавший по комсомольской путевке из Львова. Поезд встречали торжественно и радостно, бросая на паровоз сосновые ветви за неимением цветов», – вспоминают очевидцы тех событий.

В 1960 году на Западном участке было закончено строительство мостов через реки Абакан, Енисей, Тубу, Минусинскую протоку и открыто движение рабочих поездов на участке Абакан–Курагино.

В 1961 году Мостоотрядом № 2 были начаты работы на самом большом Козинском виадуке. К февралю 1961 года на Саянскую приехало столько людей, что для их размещения не хватало деревянных домов в поселках. Поэтому было начато строительство крупнопанельных домов.

1963 год – вершина стройки. В июле было открыто движение по Козинскому виадуку на Западном участке.

С 1964 года разворачиваются работы по электрификации магистрали. С 20 декабря 1965 года началось регулярное движение поездов. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские поезда. Торжественная встреча с митингом состоялась 21 декабря на станции Саянская.

– А когда закончили строительство пути Тайшет–Абакан, произошла встреча строителей со стороны Абакана и Тайшета в доме культуры на станции Саянская, – вспоминает Елена Соколова.

За самоотверженный труд сотни строителей «трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего ордена и медали получили 745 строителей.

После завершения стройки Министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан–Тайшет» и вручили его 25 тысячам лучших строителей. Он стал первой в жизни наградой для многих самоотверженных молодых людей, прошедших при строительстве этой магистрали «школу жизни».

При подготовке публикации использованы архивные материалы ОАО «РЖД».

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Чтобы сообщить новость, напишите нам на e-mail news@t24.su или в Telegram-бот.

1 комментарий

Анатолий

Наверно Тамара Харевич а не Каревич. Тамара Харевич это моя мама. Она была строителем Абакан — Тайшет. Ветеран труда.

Ответить

Обсуждения