Из-за стремительного увеличения себестоимости логистических услуг тарифы на автомобильные грузоперевозки вырастут в следующем году на 15-18%, прогнозируют эксперты. Это повлечет за собой и рост стоимости товаров на полках магазинов, правда, не мгновенный и ограниченный, пишет «РГ«.
Внутренние затраты растут быстрее, чем компании успевают адаптировать тарифы для клиентов, создавая давление на рентабельность бизнеса, рассказал председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
Рост тарифов связан со снижением спроса, а также с очень высокой конкурентной средой, добавил генеральный директор компании LKTK Group Александр Кибальников.
«Есть и другие причины. С марта экспедиторы и перевозчики должны будут проверять грузы на предмет запрещенных веществ. Соответственно, понадобится дополнительное техническое оборудование. С сентября для участников грузоперевозок вводятся электронные транспортные накладные — это тоже повлечет дополнительные расходы. Кроме этого, повышаются НДС и страховые взносы. Все это сказывается на себестоимости перевозок», — отметил эксперт.
В связи с ростом издержек транспортные компании прогнозируют повышение тарифов на грузоперевозки. «Я считаю, что разумный и оправданно нейтральный сценарий — рост тарифов к последующему году в диапазоне от 15 до 18%», — отметил заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин.
При этом до марта цены на перевозку меняться не будут, считает Александр Кибальников. «Существует определенный временной лаг. Декабрь-февраль — самый низкий сезон в логистике, особенно это касается автомобильных внутрироссийских перевозок», — сказал он.
В перспективе повышение тарифов перевозчиков скажется на конечном товаре. Однако, как отмечают участники рынка, это влияние будет дифференцированным и постепенным. Эксперты сходятся во мнении, что эффект от подорожания логистики проявится на полках магазинов не мгновенно, а с отсрочкой в несколько месяцев. Вадим Филатов оценивает этот период примерно в полгода, но успокаивает, что само по себе влияние перевозок на итоговую цену будет ограниченным.
Рост цен будет зависеть от категории товара и его исходной стоимости. По словам Динара Хабибуллина, генерального директора Dizi Group, чем дороже товар, тем меньший процент логистики заложен в его стоимость.
«Если мы говорим про дорогостоящую электронную технику, которая стоит 100 тысяч рублей за единицу, то повышение, возможно, составит 1% — это будет незаметно для потребителя», — полагает он.
Иначе обстоит дело с продуктами питания и товарами первой необходимости.
Хабибуллин приводит следующий пример: «Если говорить про потребительскую корзину, то, наверное, будет более ощутимый рост цен. Потому что, если перевезти, например, одну фуру картошки из Краснодара в Красноярск, то стоимость перевозки может превышать стоимость товара. Конечно, это будет ощутимо для потребителя».
Эксперт прогнозирует, что в целом в сегменте повседневного спроса рост логистических ставок на 15% может вылиться в увеличение конечной цены на 1-3%.
Покупатель, возможно, будет платить немного больше, но получит гарантированно качественный и безопасный товар, считает Эльвира Кускова.
«Ударит ли это по кошелькам? В краткосрочной перспективе — да. Но ударит ли это по благосостоянию и здоровью нации? Я уверена, что нет. Наоборот, это инвестиция в качество и безопасность», — заключила она.

