Каждый водитель знает это чувство: вы смотрите в зеркало, убеждаетесь, что полоса свободна, начинаете перестроение — и вдруг резкий гудок от автомобиля, который вы не видели. Сердце уходит в пятки, а по спине бегут мурашки. Вы только что столкнулись с «невидимой угрозой» — слепой зоной.
Что такое слепые зоны и почему они возникают?
Слепые, или мертвые, зоны — это области вокруг автомобиля, которые не видны водителю ни через зеркала заднего вида (салонное и боковые), ни при прямом взгляде вперед. Это неизбежная плата за конструкцию любого транспортного средства.
Основные причины их появления:
Стойки кузова. Толстые передние стойки (лопасти), обрамляющие лобовое стекло, могут полностью скрыть пешехода, велосипедиста или даже целый автомобиль на перекрестке.
Боковые зеркала. Они не могут охватить все пространство сбоку и сзади автомобиля. Между зонами видимости левого и правого зеркал, а также непосредственно позади багажника остаются значительные «карманы» невидимости.
Кузов автомобиля. Его геометрию не обманешь — высокий капот, длинный багажник и изгибы крыши создают целый ландшафт из невидимых участков.
Где прячется опасность? Ключевые слепые зоны:
Боковые (зоны за плечом). Самые коварные и опасные при перестроениях и обгонах. Автомобиль, движущийся по соседней полосе, может долгое время оставаться невидимым.
Передняя. Высокий капот скрывает то, что находится непосредственно перед бампером. Это критически важно при трогании с места, движении на парковке, где могут быть дети, животные или низкие препятствия.
Задняя. Классическая зона, невидимая в салонное зеркало. Особенно опасна для невысоких предметов, детей или при движении задним ходом.
Зона передних стоек. Особенно опасна на закругленных дорогах и перекрестках, где в «слепой» области может легко оказаться пешеход или мотоциклист.
Кто в группе риска?
В слепых зонах чаще всего оказываются самые уязвимые участники дорожного движения:
Пешеходы, особенно дети, чей рост позволяет им полностью «спрятаться» за стойками или капотом.
Велосипедисты и пользователи самокатов. Их скорость и маневренность часто приводят к тому, что они подолгу находятся в мертвых зонах.
Мотоциклисты. Из-за своих габаритов они могут быть не видны в зеркалах даже при движении параллельно.
Как обезвредить невидимого врага? Простые правила безопасности.
Бороться со слепыми зонами можно и нужно. Технологии приходят на помощь, но главное — это привычки самого водителя.
Настройте зеркала правильно. Многие ошибочно направляют боковые зеркала на борта своего автомобиля. Правильно настроенное зеркало должно захватывать минимальную часть своего борта, а в основном — показывать соседнюю полосу. В идеале, когда автомобиль сзади покидает салонное зеркало, он должен сразу появляться в боковом.
Совершайте «поворот головы». Это золотое правило. Перед любым маневром — перестроением, поворотом, началом движения — всегда быстро поворачивайте голову и бросайте взгляд в ту зону, которую не видите в зеркало. Это единственный стопроцентный способ убедиться в безопасности.
Используйте электронных помощников. Многие современные автомобили оснащены системами мониторинга слепых зон (BSM). Они предупреждают водителя световым сигналом на зеркале или звуком, если в мертвой зоне есть объект. Камеры кругового обзора также значительно упрощают маневрирование.
Будьте предсказуемы. Включайте поворотники заранее, чтобы дать другим участникам движения время среагировать и покинуть вашу слепую зону.
Пешеходам и велосипедистам: помните, что вы можете быть невидимы! Не выскакивайте внезапно из-за автомобилей, старайтесь устанавливать зрительный контакт с водителем и никогда не стойте близко к крупногабаритному транспорту.
Карточки Госавтоинспекции России.

