Бедность речи — основная проблема современного русского языка. Так считает почти половина опрошенных учителей-русистов — участников олимпиады для педагогов «Хранители русского языка».
17% учителей отметили языковое упрощение: когда люди пишут, к примеру, «щас» вместо «сейчас», говорят «договорА» вместо «договОры» и т. п. Еще 13% беспокоятся из-за того, что некоторые не считают зазорным использовать в речи нецензурную лексику, пишет «Российская газета».
Десятая часть опрошенных учителей русского языка болезненно реагирует на регулярное использование заимствований — «абьюз», «кейс», «хейтер». Примерно столько же отметили проникновение жаргона в медиа и разговорную речь. А вот так называемый канцелярит, который Корней Чуковский называл главной болезнью русского языка, волнует всего лишь 1% учителей.
Тревожный факт: большинство учителей — 41% — заметили обеднение лексикона не только у взрослых, но и у детей. Говорят и о конфликте между разговорной речью, которую ребенок слышит дома или на улице, и официальными нормами, преподаваемыми в школе. Некоторые дети не видят смысла в изучении тонкостей родного языка, если их и так понимают, — об этом говорит треть педагогов. Ну и, конечно, не могли педагоги не заметить и то, что современным ученикам сложно запомнить всё многообразие правил и исключений в русском языке.
40% учителей считают, что именно общение в соцсетях и потребление онлайн-контента вредит культуре речи детей. Но будем честны: и взрослые замечают влияние интернет-культуры и на себе. Так, педагоги рассказали, что узнают из интернета и от учеников много новых сленговых слов: «агриться», «база», «донатить», «лакшери», «лайфхак», «скуф», «душнила», «изи», «краш», «кринж» и т. п.
Но у интернета есть ресурс, который может сделать культуру речи новым молодежным трендом. Это блогеры. Если привычка грамотно писать и говорить войдет в моду у кумиров подростков из соцсетей, то и дети «переобуются». В этом уверены 83% педагогов. Еще один способ популяризации русского языка — образовательные каналы и подкасты. Также необходимо развивать учительские блоги о русском языке. Но это история непростая: свой канал или блог пока есть только у 3% опрошенных учителей.
Для сохранения русского языка учителя рекомендовали читать классику, обращаться к словарям и расширять кругозор. А еще — набирать сообщения в телефоне, отключив автокорректор Т9.
Кстати, по оценкам учителей русского языка, самый сложный раздел для изучения в школе — орфография. На втором месте — пунктуация, затем — культура речи и стилистика (22%, или -1%).
Самая трудная тема — правописание -н и -нн. Сложно дается написание «не» с разными частями речи и правописание наречий. Детям сложно разобраться в чередовании гласных и согласных в корнях слов — гор/гар, лаг/лож, кас/кос, раст/ращ/рос и других.
Говоря об ошибках в речи взрослого человека, учителя чаще всего отмечали просторечие «ихний» — 58%. Есть те, кто не может смириться с неправильным ударением в слове «звонит» и с неверным употреблением -тся» и -ться.

