Site icon Тайшет24

Российский кинематограф: что необходимо знать о нем?

История кино в России насчитывает уже больше столетия. Первопроходцами стали фотографы-документалисты, опыт которых позволил им без особых проблем перейти с фотоаппаратов на кинокамеры. Первым же фильмом в, тогда еще, Российской Империи, стал “Стенька Разин”, датированный 1908 годом.

Конечно, новинки кино сильно отличаются от лент, снятых в начале минувшего века. Это касается как технической, так и художественной части. Вместе с развитием кинематографа все более жесткие требования предъявлялись к сценарию, построению сюжета, актерской игре. “Стенька Разин”, например, относился к разряду немых фильмов, что неудивительно, во всем мире тогда еще не было оборудования, позволяющего фиксировать на пленке не только изображение, но и звуковой сигнал. Автором ленты стал Александр Дранков. Как и многие коллеги-режиссеры, Александр начинал как фотограф, но с появлением кинематографии стал пробовать свои силы в ней. Дранков – известная личность в художественном мире, именно он на камеру фиксировал жизнь монаршей семьи, Льва Толстого, пробовал свои силы даже в рекламе!

Немного об анимации

Вместе с художественными картинами, документалистикой, появлялась и мультипликация. Первые работы в жанре анимации появились еще в дореволюционные годы, однако, первым полноценным мультфильмом специалисты называют “Советские игрушки” за авторством Дзиги Вертова, вышедший в 1924 году. В 1935 году советские аниматоры начали активное сотрудничество со знаменитым Уолтом Диснеем, копия мультфильма про Микки-Мауса оказалась на дебютном Московском кинофестивале, сам Уолт поведал коллегам из СССР тонкости организации труда, раскрыл некоторые другие секреты, способствующие бурному росту отрасли.

Российский кинематограф: основные вехи и этапы

  1. 1930-е годы. Расцвет социалистического реализма, направления, сменившего распространенный экспериментальный жанр, авангард. Самые мастеровитые режиссеры этой эпохи умело комбинировали художественную ценность с политическими веяниями, пример – комедии Григория Александрова, главные роли в которых получала Любовь Орлова;
  2. 1940-е годы. Непростое время не только для кинематографа, но и для всего государства. Фильмов выходило немного, в основном, они были вдохновлены тематикой борьбы, вдохновляли советский народ на противостояние внешней угрозе;
  3. 1950-е годы. Второе рождение советского кинематографа. Именно в это время выходит картина “Летят журавли”, снятая Михаилом Калатозовым. До сих пор она остается единственной лентой из России, удостоившейся каннской Золотой пальмовой ветви;
  4. 1960-е годы. Начало работы великого Андрея Тарковского, первый полет человека в космос, событие, давшее режиссерам и сценаристам множество новых свежих идей;
  5. 1970-е годы. Необычное время. Фильмов снималось довольно много, однако, до экранов добиралась меньшая часть, в которой, впрочем, встречались шедевры на все времена. Например, именно в 70-х вышла “Москва слезам не верит”, удостоившаяся Оскара, активно работали именитые советские мастера комедийного жанра, Леонид Гайдай, Георгий Данелия. В это время многие зрители отправлялись в кинотеатр уже не на режиссера, а на конкретного артиста, неудивительно, ведь игра, к примеру, Анатолия Папанова или Андрея Миронова – настоящий эталон.

В 1980-х началась перестройка, оказавшая значительное влияние на кинематографию. На экранах оказались фильмы, ранее забракованные цензорами, в кинотеатрах зазвучал рок, вышла знаменитая “Асса” Соловьева. 90-е годы – весьма противоречивое время для российского кино, количество откровенно низкопробных картин было очень высоким. Ближе к 2000-м, впрочем, ситуация стала меняться в лучшую сторону. Алексей Балабанов, Кира Муратова, Павел Лунгин – во многом, именно эти режиссеры положили начало новой эпохи российского кинематографа.

100 фактов о Тайшетском районе