Site icon Тайшет24

Путин вернул нефтяникам компенсацию за поставки на внутренний рынок бензина

С 1 октября 2025-го до 1 мая 2026 года нефтяники продолжат получать компенсацию из бюджета за поставки на внутренний рынок бензина и дизеля по ценам ниже экспортных (демпфер), даже если биржевые котировки превысят пороговые значения. Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин, пишет «Российская газета».

По действующим до Указа правилам демпфер обнулялся, если средняя цена за месяц марки АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а дизельного топлива (ДТ) — 68 640 рублей за тонну. Котировки бензина АИ-92 оказались выше предельного значения с августа, дизельного топлива (ДТ) — с октября. Сейчас на бирже бензин АИ-92 торгуется по 74 149 рублей за тонну, а ДТ — за 73 065 рублей за тонну.

Бензин и ДТ- экспортные товары и привязаны к ценам на внешних рынках. Демпфер позволяет удерживать цены на топливо в России ниже экспортных и сглаживает скачки мировых котировок на нефть и нефтепродукты. Обнуление демпфера неминуемо влечет за собой рост биржевых котировок, на которые ориентируются оптовые цены. А в конце цепочки находятся цены на АЗС, которые в этом уже обогнали потребительскую инфляцию. Указ не допустит обнуления выплат по демпферу с этого месяца, но, по-видимому, с выплатами по бензину за август и сентябрь нефтяные компании могут попрощаться.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, подписанный Указ благотворно скажется и на насыщении внутреннего рынка бензином, и на ценах в оптовом и розничном звене, и на экономических показателях нефтепереработки. Это позволит оперативно отрегулировать вопросы увеличения предложения, улучшения финансовых показателей и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), и владельцев АЗС.

Указ президента, в отличие от законопроекта, позволяет быстро принять решение по всей вертикали власти и далее корректировать тактику, в зависимости от ситуации на рынке. Отсюда и срок в шесть месяцев.

По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», члена экспертного совета конкурса «АЗС России» Дмитрия Гусева, Указ, несомненно, охладит рынок, возможно даже, цены на бирже немного просядут. Но системно проблемы российской нефтепереработки он не решает. Биржа и опт продолжают работать в рыночных условиях. Розница ориентируется на инфляцию. Причем никакого законодательного ограничения роста цен на АЗС нет, есть джентльменский договор правительства и компаний, заключенный перед введением демпфера в 2018 году.

У нефтяников мало стимулов развивать переработку, строить НПЗ, расширять сети АЗС. Проще экспортировать сырую нефть. Запрет обнуления демпфера повысит маржинальность работы НПЗ, но на АЗС уже особенного влияния не окажет. Крупные сети как работали, так и продолжат работу. Независимые АЗС (около половины заправок в России) могут пострадать, если цены на бирже продолжат расти.

Разместить рекламу на Тайшет24

Но сами независимые АЗС инертны, а регулятор со своей стороны не спешит решать с ними рабочие вопросы. У нас как не было, так и нет плана-схемы размещения АЗС, неизвестно, сколько нужно АЗС в стране. То есть отсутствуют системные, основополагающие документы, регламентирующие работу.