Продвигая и рекламируя интернет-магазин, можно использовать различные методы: разнообразные виды рекламы, блоги, электронные адреса, соцсети, телефонию, мессенджеры. Это все необходимо. Но если пользоваться всем этим не анализируя и не оценивая эффективность средств, то можно запросто спустить рекламные деньги в никуда. Рекламировать нужно, но в современных реалиях это надо делать с умом и в сочетании со сквозной аналитикой.
Определение термина «сквозная аналитика»
Приведем простой пример. Есть интернет-магазин. У него есть каналы в мессенджерах, группы в социальных сетях, свой сайт. Рекламные средства были потрачены на контекстную рекламу, таргетирование, привлечение блогеров. Менеджеры прозванивают клиентов, CRM система рассылает письма. Задействованы и каналы оффлайн-рекламы: раздача листовок промоутерами, реклама на ТВ и радио, баннеры на улицах города.
Это все требует материальных затрат. На каждый канал в рекламном бюджете выделена некоторая сумма. Не все каналы будут работать одинаково эффективно, но деньги на них тратятся. Поэтому так важно понять откуда же пришел клиент и вкладывать средства в этот эффективный канал, а от неработающих источников можно вовсе отказаться.
Вручную все это отследить практически невозможно, так как вряд ли у кого-то есть возможность расспрашивать каждого клиента откуда он узнал о компании. Нужно нечто, что сможет самостоятельно в автоматическом режиме проделывать такую работу. Такой инструмент есть. Он и называется сквозной аналитикой.
Что можно сделать с помощью сквозной аналитики
- Подсчет стоимости привлечения по каждому каналу. Например, на таргетированную рекламу было потрачено 1 тыс. руб. и благодаря ей пришло 25 покупателей. Соответственно, каждый клиент обошелся в 40 руб. Благодаря этим данным можно выяснить рентабельность рекламы.
- Выявить слабые стороны в рекламной компании. Допустим была проведена смс-рассылка, но на нее идет слабо отреагировали потенциальные клиенты, то возможно нужно что-то изменить в тексте сообщения, выбрать другую целевую аудиторию или больше не пользоваться таким каналом.
- Определить на каком этапе продаж клиент «соскальзывает». Например, потенциальный покупатель заполнил заявку на сайте, определился с товаром, отправил его в корзину, но после того, как связался с менеджером покупка не состоялась. В этой ситуации вероятно нужно поработать с персоналом.
- Отследить динамику обращений в конверсии. Уменьшился трафик, мало уникальных посетителей. Сквозная аналитика заметит эти проблемы и на основании полученной информации будет принято решение. Возможно, необходимо обновить информацию на страничках сайта, изменить интерфейс.
- Прогнозировать. Сквозная аналитика позволит определить эффективность инструментов продвижения.
- Проводить анализ. Благодаря различным показателям система показывает текущее состояние рекламной кампании. Можно сравнить выбранные периоды и проанализировать с чем взаимосвязаны удачные и неудачные моменты.
- Оптимизировать рекламный бюджет. После того, как будет понятно, что работает, а что нет можно сэкономить средства не пользуясь неэффективными каналами.
Что необходимо для запуска системы
Чтобы сквозная аналитика заработала, необходим ряд инструментов:
- CRM-система. Занимается взаимосвязью между клиентом и компанией. С ее помощью можно автоматизировать клиентскую базу, фиксировать действия, совершаемые покупателями, напоминать менеджером о том, что нужно сделать важный звонок. Она также поможет сформировать отчет.
- Системы web-аналитики. Занимаются анализом поведения посетителей сайта. Они учитывают возраст клиента, его пол, географию и ряд других параметров.
- Отслеживание звонков – коллтрекинг. Позволяет записывать звонки и их анализировать. Таким образом можно оценить работу менеджеров, выявить соотношение количества звонков с количеством совершаемых сделок.
- Оффлайн-инструменты. В сквозной аналитике можно учитывать данные с любых площадок. Просто стоит их заложить в программу.
Во сколько обойдется сквозная аналитика
Это удовольствие не совсем дешевое. На работу системы и инструментов в месяц может уходить около 15 000 руб. Если рекламный бюджет всего 5 – 10 тыс. руб., то применять такую систему будет не разумно. Считается, что применение системы рентабельно в том случае, если расходы на рекламу превышают 100 000 руб.
Что делать небольшим интернет-магазинам
Даже если рекламный бюджет рассчитан только на таргетированную рекламу и рассылку по электронным ящикам, это не значит, что не стоит пользоваться сквозной аналитикой. Отслеживать эффективность рекламных каналов все равно необходимо.
Можно конечно вести весь этот учет в ручную. Однако это отнимет слишком много времени и не будет столь эффективным, как применение сквозной аналитики.
Поэтому можно сделать следующее:
- Использовать систему сквозной аналитики, где предоставляется бесплатный пробный период. Так можно более наглядно понять что это за инструмент, как им пользоваться и сможет ли его внедрение окупиться в будущем.
- Обратиться к фрилансерам. Есть специалисты, анализирующие эффективность отдельных рекламных каналов. Например, если размещение идет в какой-то социальной сети и там же заказывается контекстная реклама, то специалист сможет рассчитать затраты.
- Попробовать изучить системы сквозной аналитики самостоятельно. Можно использовать бюджетные сервисы, предоставляющие такие инструменты.
Сквозная аналитика – необходимый и очень полезный инструмент, позволяющий определить на какие каналы тратится рекламный бюджет, выяснить эффективность этих каналов и, соответственно, более грамотно распределять рекламные средства.