Site icon Тайшет24

Почему загибается бизнес в Тайшете. Наш анализ

Бизнес в Тайшете чувствует себя очень плохо. Мы не наблюдаем массового закрытия магазинов, зато видим, что дела в большинстве из них идут ни шатко – ни валко. Период бурного расцвета предпринимательства остался далеко позади, и сегодня на рынке — только сильнейшие (по местным меркам, разумеется) игроки. Ну и самые упёртые, которых рано или поздно история всё равно сдует в небытие.

Найти в Тайшете полноценного эксперта по интересующим нас вопросам функционирования бизнеса оказалось задачей невыполнимой. Поэтому материал мы собирали буквально по крупицам, и в итоге смогли сформировать некое консолидированное мнение.

Причин, по которым бизнес в Тайшете приходит в упадок, великое множество. Главной из них наши источники называют крайне низкую покупательную способность населения. А это, в свою очередь, связано с явно недостаточными доходами жителей города.

40 процентов пенсионеров, а остальные – в долгах

— Местный бизнес по большому счёту выживает только за счёт пенсионеров и работающих. Но дело в том, что Тайшет с его численностью населения явно не нуждается в таком количестве торговых точек. Я не думаю, что у нас средняя зарплата превышает 30 тысяч рублей. Теперь представьте, какой кусок из этой суммы у среднего горожанина уходит на раздачу долгов! Ведь население настолько закредитовано, что страшно подумать. Мы же все хотим хорошие машины или хотя бы холодильники… В конечном итоге то, что остаётся от дохода после выплаты кредитов, и есть потенциальный доход местных предпринимателей, — говорит один из наших собеседников.

Причин, по которым позиции бизнеса не были столь шаткими пять или десять лет назад, тоже много.

100 фактов о Тайшетском районе

Тогда для бизнеса был самый расцвет, самое развитие. На железной дороге выдавали 13-ую заработную плату, каждый год проводилась переиндексация. И в целом зарплаты хоть как-то соответствовали ценам, а значит все мы могли позволить себе очень многое (в сравнении с сегодняшним днём). Сейчас у нас выросли коммунальные платежи, подорожало топливо, выросла расходная часть хозяйственной группы товаров и многое другое. Да и цены на продукты подскочили. Но доходы остались на том же уровне.

Подавляющее большинство тайшетцев, приходя в магазин, вынуждено отказывать себе даже в приобретении некоторых продуктов.

Ком проблем предпринимательства нарастает и за счёт того, что более или менее обеспеченные люди увозят свои деньги в Красноярск. Там они закупаются не только одеждой, но и продуктами. Следовательно, местные торговцы теряют эту статью дохода.

А продолжают совершать покупки в Тайшете преимущественно те, кто имеет некий прожиточный минимум, который, скорее всего, меньше минимальной заработной платы.

Основные кормильцы местного бизнеса – пенсионеры. Их только по официальным данным у нас не меньше 40 процентов. Разумеется, они привыкли считать каждую копеечку, потому большой прибыли на них не сделаешь, говорят предприниматели.

— Кроме того, мне кажется, что и безработица у нас гораздо выше, чем говорят официальные цифры, — говорит наш источник. – Попробуй только дать объявление о приёме на работу… Вы не представляете, сколько людей приходит на одну вакансию.

«Светофор» как источник всех бед

Более других в Тайшете страдают маленькие магазины. Главной причиной этого наши эксперты называют в том числе и смену приоритетов у покупателей.

— Мы привыкли зайти в один большой магазин и там купить все необходимое – от готовых салатиков до бутылки коньяка. Раньше был дефицит всего, и мы рыскали по городу, объезжали все магазины в поисках того или иного товара. Сейчас у нас только дефицит времени. Поэтому мы хотим прийти в одно место, купить всё необходимое одним махом, сесть в машину и уехать.

И здесь мы, разумеется, переходим к тщательно пестуемой местным бизнесом мысли о том, что главный их враг — сетевики (те же «Светофор» и «Хороший»).

Чем они – сетевики — нас берут? Разумеется, широким ассортиментом, весьма «съедобными» ценами, своими площадями и, возможно, сервисом. (Вопрос качества товаров мы затрагивать не станем, поскольку на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные).

Вышеназванные параметры, присущие крупным магазинам, бьют по местным предпринимателям очень сильно. И они такого жёсткого напора просто не выдерживают.

— Да, местным невозможно конкурировать с ними. У наших нет таких объёмов реализации, поэтому они не могут напрямую работать с производителем. Следовательно, тайшетским владельцам магазинчиков не остаётся ничего, кроме как закупать товар мелкими партиями через 45 посредников. Каждый из них, естественно, накручивает свою копеечку. Почему не работают с производителями? Это же очевидно! Не будет никакой мясокомбинат оформлять 30 бумажек, чтобы продать 15 килограммов колбасы. Ведь, оформив такое же количество документов, он может реализовать, например, «Светофору» десять тонн продукции.

По-совковому – без драйва и креатива

Ещё одним губительным аспектом тайшетские предприниматели называют то обстоятельство, что власти и надзорные органы с точностью до наоборот исполняют завет Путина «Не надо кошмарить бизнес!» Требования к осуществлению предпринимательской деятельности ужесточаются из года в год. Налоговые обременения растут, все коэффициенты меняются в сторону увеличения.

Подорожала электроэнергия и вывоз мусора (на 60-70%), появилось требование о приобретении онлайн-касс для мелкого бизнеса. А эти кассы нужно содержать и платить деньги за их обслуживание.

Минимальный размер оплаты труда растёт. Например, мелкий предприниматель, у которого работают два продавца, с горем пополам платит им зарплату в 15 000 рублей. При этом МРОТ уже выше 18 тысяч.

Что мы имеем в итоге? Многие предприниматели просто прекратили свою деятельность и куда-то пошли работать. Таких было бы намного больше, но людям элементарно некуда уходить из бизнеса. Именно поэтому многие из них стараются удержаться на плаву – из самых последних сил. Они по максимуму сокращают расходы, сами встают за прилавок, сами занимаются бухгалтерией и сами у себя работают грузчиками (электриками, дворниками).

Важно отметить и то, что в бизнесе сегодня в основном работают люди зрелого возраста. Молодёжи – единицы. А значит нет драйва и креатива, нет движения вперёд. Стоим в том, в чём научены, и вперёд не двигаемся.

К чему приводит этот застой? Всё предельно просто. Заставить матёрого предпринимателя вытащить из кармана копеечку, чтобы вложить её в улучшение сервиса или просто в наведение порядка в своём магазине, практически нереально. В большинстве случаев они готовы раскошелиться разве что на перегоревшую лампочку и ремонт давно сгнившей ступеньки на крыльце.

Чаще всего отношение к покупателю укладывается в несколько невесёлых слов: «Им и так сойдёт!» До поры – до времени мы с этим смиряемся, но потом уходим к конкурентам, туда, где светло, просторно, где нам улыбаются продавцы, где нам не подсунут прошлогодние сосиски.

Элементарного понимания того, что каждый вложенный в клиентов рубль в конечном итоге с лихвой вернётся, у большинства просто нет.

Не будет большой ошибкой сказать, что бизнес у нас живёт отдельно, покупатели – отдельно. Нас часто воспринимают не как кормильцев в добром смысле этого слова, а как владельцев кошельков, в которых чем-то можно поживиться.

Сгубили кредиты

Кого-то из местных представителей бизнеса сгубили банальные кредиты.

В Тайшете — огромное количество торговых площадей. Как говорят сами предприниматели, это вызвано тем, что в своё время бизнес активно развивался, но наступил предел. Город оказался перенасыщенным товаром – преимущественно однотипным — и площадями.

— В период развития мы думали, что так будет всегда, — говорит другой эксперт. — Нахватались кредитов, построили новые магазины. И попали! Мы не ожидали прихода сильных конкурентов…

Но некоторые бизнес-направления в нашем городе всё же процветают. В частности, речь идёт о тех, кто торгует стройматериалами.

— У них в нашем городе пока нет конкурентов, то есть сетевиков. А представьте, что завтра в Тайшет зайдёт «Леруа Мерлен». И всё, приехали! С таким монстром тягаться вообще бесполезно. Местные сразу начнут горевать и искать новые точки приложения.

Овчарки за прилавками

Другой бедой тайшетского бизнеса является «слабенький» сервис. Обусловлен он не только низкими зарплатами в этой сфере (хотя если продавец получает 30 000 рублей, то и требования к нему другие). Сказывается общий недостаток квалифицированных кадров. Подавляющее большинство детей, выучившись и получив образование в любом городе, в нём и остаются. И в Тайшет их никакими пряниками не заманишь. Кто остаётся в нашем городе?..

Отсюда и сервис. Отсюда и обилие продавцов, словно примчавшихся из славного советского прошлого, в котором человек за прилавком был чуть ли не полубогом. Таковым неведомо, что покупателя нужно уважать.

Что делать тайшетским предпринимателям, чтобы не загнуться?

— Быть в процессе 24 часа в сутки и семь дней в неделю, — безапелляционно заявляет наш эксперт. — Чаще бывать за прилавком, следить за ассортиментом. Если мы говорим о продуктах, то обеспечивать доставку свежего товара два-три раза в неделю (небольшими партиями, чтобы не было залёживаемости). А самое главное — это команда. Команда – это сто процентов успеха. Или причина многих ваших бед. Ещё нужно забыть об отпусках. И не пытаться сбросить свой «балласт» на кого-то другого. У трудоголиков всегда всё будет хорошо.

Итог банален: кто хочет работать и зарабатывать, то держится на ногах крепко. Вокруг куча проблем и обстоятельств, но в первую очередь бизнесменам нужно пересматривать своё нередко заскорузлое отношение к делу, уметь крутиться, подбирать персонал, контролировать процесс. И если найти толковых людей не получается, то вырастить настоящих профессионалов той же торговли можно из обычных продавцов. И такие примеры в нашем городе есть — как в крупных магазинах, так и в небольших продуктовых ларёчках.

ИА «Тайшет24»