Site icon Тайшет24

Перспектива конкурентного права в свете расширения цифровых платформ и маркетплейсов

Перспектива конкурентного права в свете расширения цифровых платформ и маркетплейсовОпасения по поводу влияния многосторонних цифровых платформ и маркетплейсов, по понятным причинам связаны с опасениями по поводу конкуренции. В частности, в связи с некоторыми критическими аспектами, по обе стороны Атлантики всё громче звучат предложения, касающихся необходимости расширения и укрепления арсенала регулятивных органов по вопросам соблюдения условий здоровой конкуренции.

Рынок, особенно инновационный, следует рассматривать как преднамеренную конструкцию, которая вписывается в технологическую логику. Следует различать нецифровые рынки и рынки, основанные на цифровых платформах. Нецифровая платформа может состоять из модульной организации производственного процесса, который позволяет разрабатывать и производить данный продукт распределённым образом. Такое структурирование позволяет комбинировать инновации, разработанные различными участниками. Таким образом, ключевая фирма может объединить и организовать инновационные возможности всех участников и объединить их наилучшим образом. Следовательно, эта формализация основана на разделении ролей, характеризующемся вертикальными отношениями.

И наоборот, цифровые платформы отличаются набором характеристик (гомогенизация данных, возможность аудита, программируемость, самореферентность и т. д.), которые должны вести к большей горизонтальности. Структурирование интернет-платформ больше не соответствует в этой структуре, в которой архитектура и функционирование определяются одним доминирующим действующим лицом. Эта концепция перекликается с представлением о платформе как о социотехнической сборке, в которой код является расширяемым. Каждый дополняющий компонент может разрабатывать свои приложения, а платформа функционирует как множество дополнительных программных подсистем (от программных сервисов по ведению бухгалтерии до отслеживания складских остатков и логистике). Это возможно только в том случае, если все участники имеют доступ к граничным ресурсам. Однако, как доступ к этим ресурсам, так и правила взаимодействия определяются доминирующей платформой.

Децентрализованная архитектура уступает место управлению посредником (функционально его можно назвать привратником). Эта двусмысленность лежит в основе противоречия, между стимулирующими эффектами для инноваций при вступлении в такую ​​систему, и рисками их исчерпания, из-за единоличного властного положения доминирующего актора. Проще говоря, рынки, основанные на многофункциональных интернет-площадках (или маркетплейсах), минимизируют транзакционные издержки и реализуют длительные контракты, отдавая предпочтение долгосрочным конкретным инвестициям. Концентрация экономической власти обеспечивает владельцев таких сервисов координирующей властью по отношению к другим участникам.

Несомненно, что платформы сначала стараются предоставить благоприятные условия, выгодные для дополняющих сторон, при которых внешние эффекты могут способствовать инновациям:

1) распределение добавленной стоимости дополняющей стороне, которая её создаёт;

2) создание и структурирование взаимодополняемости между участниками;

Как разместить новость на Тайшет24

3) стимулирование дополнительных инвестиций;

4) снижение транзакционных издержек;

5) способствует гибкости и развитию совместного обучения;

6) разрабатывает инструменты получения ценности для всех участников.

В общем и целом, позволяет дополняющим организациям, благодаря своей открытости и предоставлению дополнительных ресурсов, разрабатывать последующие инновации. Но не всё так просто. Платформа структурирования может и перекрывать путь инновациям несколькими способами. Во-первых, препятствуя выходу на рынок сторонних (часто более лучших/эффективных) разработок, «убивая» их с помощью антиконкурентных манёвров — делая их технически несовместимыми или снижая их технические характеристики, либо попросту выкупая их. Во-вторых, такая структура может ограничивать доступ, контролируя характер инноваций, поступающих на рынок. Это осуществляется, как правило, посредством контроля над стратегией комплементаторов, вытекающей из её ключевого положения. В таком случае, платформа является и привратником, и регулятором, который может в одностороннем порядке принимать решения о технических условиях доступа на рынок.

Можно привести ещё один аргумент, основанный на механизме координации, созданном платформой для её участников. Действительно, децентрализованное принятие решений способствует экономии за счёт масштаба и взаимодополняемости, что приводит к повышению стратегической гибкости для владельца платформы. Однако с точки зрения законодательства о конкуренции, экономическая власть даёт «права на координацию», которые были бы санкционированы правилами конкуренции в других рыночных конфигурациях. В результате получается рыночная модель, весьма далёкая от традиционных подходов отраслевой организации: технологии не существуют заранее на момент принятия инвестиционного решения, корректировки происходят далеко не мгновенно, данные совместно производятся заинтересованными сторонами, стратегии прибыльности устанавливаются в течение длительного времени, либо на очень долгий срок и т.п.

Благодаря своим финансовым и техническим возможностям доминирующие фирмы могут приобретать инновационные фирмы, даже если они все ещё являются потенциальными конкурентами или разрабатывают технологии, которые могут в конечном итоге оказаться взаимодополняющими (не обязательно с целью убийственного поглощения). Однако, в перспективе консолидации, при которой целью приобретения является усиление доминирующего положения на рынке (или расширение его на соседний рынок), они также могут клонировать продукты (включая их улучшение) и/или вытеснять комплементор, соответственно, используя свою позицию привратника и регулятора. Именно по этой причине многие венчурные капиталисты все более неохотно делают ставки на компании, которые могут войти в такое сотрудничество с технологическими гигантами.

Комплементарные компании тоже предпочитают избегать инвестиций в области, которые могут поставить их в конкуренцию с технологическими платформами. Инвестиции должны дополнять друг друга, чтобы воспользоваться всей поддержкой, которую платформы могут оказать своим дополняющим партнёрам и это не должно приводить к тому, что они будут предлагать услуги, которые могли бы заменить те, которые разработаны самой платформой.

Как отметил один из членов американского подкомитета по защите конкуренции, на слушаниях парламентской комиссии: «Я думаю, что Amazon — это солнце. Это полезно, но и опасно. Если вы будете достаточно далеко, то сможете погреться. Если вы подойдёте слишком близко, вас сожгут!» Дополнительная проблема заключается в том, что расстояние также будет зависеть от будущей стратегии самой платформы, в которой у рядового участника нет уверенности.