Между двумя великими праздниками — Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня — есть малозаметный для большинства православных день: Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или, по-другому, — Воскресение Словущее.
Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно этому празднику Обновления храма, а не Воскресению Христову (Пасхе). Согласно православным представлениям, ни один храм, кроме Храма Гроба Господня в Иерусалиме, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Поэтому на Руси церкви, освящённые в память о Воскресении Христовом, получали название Церковь Воскресения Словущего.
И сегодняшний день для бирюсинского храма Воскресения Христова был престольным праздником. Божественная литургия совершалась по пасхальному чину. Непривычные для этого времени года возгласы «Христос Воскресе!», крестный ход вокруг храма с чтением воскресных Евангелий – одним словом, настоящая Осенняя Пасха, которая порадовала православных жителей города Бирюсинска и района.
Немного об истории праздника. Он был установлен 1690 лет назад в память о завершении строительства и освящения Храма Воскресения Христова, более известного сегодня как Храм Гроба Господня. Праздник Обновления предшествует празднику Воздвижения, хотя посвящён событию, произошедшему на десять лет позже событий, воспоминаемых в Воздвижение.
В начале IV века матерью императора Константина Великого, царицей Еленой, в Иерусалиме было найдено место распятия Иисуса Христа. По приказу императора на этом месте началось строительство церкви. Работы были завершены в 335 году. В том же году проходил Первый Тирский собор, участники которого были приглашены на освящение вновь построенного храма, состоявшееся 13 сентября (по старому стилю). В память об этом событии и был установлен церковный праздник.
На Руси праздник получил второе название — Воскресение словущее. Поскольку иерусалимский Кафоликон — Храм Воскресения Господня, входящий в комплекс Гроба Господня, — воздвигнут на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова, он издревле почитался как уникальная святыня. Согласно русской церковной традиции, его уникальность, включая название, считалась невоспроизводимой. Таким образом, храмы, посвящённые событию Воскресения Христова, именовались на Руси во имя «Воскресения Словущего» (словущее — от глагола «слыть», то есть «быть известным»).
Владимир Рапацевич, настоятель храма в честь Воскресения Христова