Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает заместитель председателя Совета ветеранов Тайшетского ЛО МВД России на транспорте полковник полиции в отставке Магомед Магомедов.
Он приехал в Сибирь в далеком 1980 году по зову сердца с солнечного Кавказа. Тогда на биолого-химическом факультете Дагестанского педагогического института впервые проводилось Всесоюзное распределение молодых специалистов, среди которых был будущий выпускник.
Когда я поинтересовался у декана, в каких регионах есть места, то среди прочих он назвал Иркутскую область – города Тайшет и Усть-Илимск, — рассказывает он. — Не было в то время в стране человека, не знавшего, как расшифровывается БАМ. А насчет строительства магистрали во всех газетах, в том числе в «Комсомольце Дагестана» и «Дагестанской Правде» была информация, что город Тайшет является началом БАМа.
Действительно, дорогу строила вся страна — каждая республика, область, вуз, завод или фабрика отправляли на магистраль ударные комсомольские отряды. Вот и дагестанский выпускник решил присоединиться к стройке века. В августе 1980 году он приехал в Иркутск – в отдел учебных заведений Восточно-Сибирской железной дороги, а оттуда по распределению – в Тайшет.
Несмотря на то, что Магомед Нуралиевич не был строителем по специальности, у него, как у настоящего советского комсомольца, имелось огромнейшее желание присоединиться к общему делу страны, пусть даже в качестве учителя в городе первостроителей.
В тайшетской школе его встретили по-сибирски тепло, назначили классным руководителем в 8 «Б». Помимо уроков, молодой учитель активно занимался с детьми дополнительной подготовкой. Результат не заставил себя ждать! Ученики Магомедова стали занимать призовые места на олимпиадах по биологии как районного, так и областного масштаба.
Когда только начинал работать, думал, что отработаю положенных три года по распределению и вернусь в родной Дагестан. Но для каждого человека написана своя судьба и менять ее бесполезно, — с улыбкой вспоминает Магомед Магомедов. — Я остался жить в Сибири: привык к суровым условиям, женился, появились дети и внуки… И потом — тут какой-то особенный сибирский дух, простор, большие открытые земли, а в Дагестане – все по-другому.
В ноябре 1982 года, по рекомендации коллектива родной школы №14 и городского комитета комсомола, Магомед Магомедов был направлен на службу в ЛОВД на станции Тайшет. В те годы была такая практика, когда комсомольские и профсоюзные организации, коллективы рекомендовали своих лучших работников в качестве кандидатов на службу в правоохранительные органы. Результаты были положительные, так как комсомольцы чувствовали степень ответственности перед своим бывшим коллективом, на первоначальном этапе отчитывались перед вчерашними коллегами о своих успехах, поэтому все старались служить честно и добросовестно.
Свою службу в транспортной милиции лейтенант Магомедов начал с должности инспектора ОБХСС. Приоритетными направлениями деятельности сыскарей тех лет были преступления против социалистической собственности, хозяйственные преступления и должностные преступления УК РСФСР.
За вновь назначенным специалистом сразу закрепили наставника в лице опытного оперативника Бобырь Г.А. Молодой сотрудник отвечал за правопорядок в сфере строительства в организациях, входящих в Управление строительства (УС) Ангарстрой — структурное подразделение ГлавБАМстроя министерства транспортного строительства СССР с местом дислокации в Тайшетском районе, а также строительные организации Восточно-Сибирской железной дороги и шпалопропиточный завод.
По результатам проверок и полученной оперативной информации Магомед Нуралиевич смог раскрыть ряд резонансных уголовных дел экономической направленности. Вот одно из них.
Дело было возбуждено на основании собранных мною проверочных материалов, — вспоминает правоохранитель. – В адрес одной коммерческой организации поступила железнодорожная цистерна с зимним дизельным топливом в количестве 125 тонн, которая по разрешению генерального директора была переадресована на Тайшетский комбинат хлебопродуктов, оприходована и использована на нужды предприятия. Сотрудник фирмы по подложным документам получила на комбинат деньги за солярку, но из личной корыстной заинтересованности не оприходовала их, а присвоила себе. Мошенницу потом установили, допросили, она естественно призналась в преступлении и ущерб возместила, но в фирме работать уже не смогла, так как не было к ней у коллектива ни грамма доверия.
Еще множество резонансных преступлений по экономической линии было раскрыто оперативником, а потом и начальником БХСС Тайшетского ЛОВД.
Фото из личного архива Магомедова М.Н.
Пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте