Первая в истории опытная погрузочно-доставочная машина (ПДМ) марки БЕЛАЗ начала работу в Норильске. Модель МоАЗ-4076 была спроектирована и построена по индивидуальному заказу «Норникеля».
Она весит 55 тонн и оснащена двигателем мощностью 470 лошадиных сил. За один рейс машина может транспортировать до 17,2 тонны горной массы — такой показатель ранее демонстрировали лишь лучшие зарубежные аналоги. При этом благодаря высокой маневренности и компактным размерам ПДМ легко преодолевает сложный рельеф, что очень актуально в условиях Крайнего Севера.
Особое внимание в конструкции уделили вопросам безопасности. Машина соответствует самым строгим отечественным и международным стандартам, оснащена системами контроля мертвых зон, предотвращения столкновений и наезда, а также оборудована горным тормозом.
Новинку уже начали испытывать специалисты шахты «Ангидрит» Кайерканского рудника. В сутки ПДМ предстоит выполнять до 140 циклов погрузки. Это рекордный показатель производительности, ранее не достигавшийся в подобных условиях. Такой темп может существенно изменить подход к организации подземных работ. В перспективе система управления машиной будет автоматизироваться, что позволит поднять ее эффективность и безопасность на качественно новый уровень.
В «Норникеле» отмечают, что сегодня на рынке появляется большое количество якобы импортозамещенной техники, на деле укомплектованной иностранными агрегатами: коробками передач, двигателями, мостами. В свою очередь, белорусское предприятие производит все ключевые узлы самостоятельно.
Ожидается, что ресурс МоАЗ-4076 будет не ниже, чем у лучших зарубежных аналогов. При этом опытная эксплуатация может выявить необходимость в доработках, что является обычной практикой при внедрении новых решений.
Создание данной техники стало возможным благодаря заключению в начале 2025 года договора о расширении партнерских отношений между «Норникелем» и БЕЛАЗом. Если прежде поставки белорусского оборудования главным образом сводились к карьерным самосвалам, то в настоящее время приоритет отдан созданию и внедрению машин для добычи полезных ископаемых под землей. В числе прочего рассматриваются проекты техники с электрическими силовыми установками. В перспективе это даст возможность уменьшить выбросы углерода и улучшить состояние окружающей среды в Арктической зоне.