Site icon Тайшет24

Как строители Транссиба основали Тайшет

Тайшет – это населенный пункт, чья история неразрывно связана с Транссибирской магистралью. В марте 1897 года железная дорога достигла станции Канск, а летом того же года вошла в пределы Иркутской губернии. Уже в мае строители добрались до территории современного Тайшетского района.

Строительные работы велись подрядными конторами, одной из которых руководил инженер Манучаров. В 1893 году его контора обосновалась восточнее речки Тайшетки. Основную рабочую силу составляли крестьяне из окрестных сел. Они занимались расчисткой территории, возведением земляного полотна и строительством станционных зданий.

До появления железной дороги в этих местах находились лишь заимки крестьян, а также проходил Московский тракт.

Первым постоянным жителем будущего Тайшета стал Василий Трофимович Конюков, построивший избу на месте нынешней улицы Ленина (тогда – 1-я Зеленая). В своих воспоминаниях он рассказывал, как получил разрешение у инженера Манучарова поселиться вблизи стройки, как возник спор с баероновскими крестьянами за землю и как землемер официально выделил участок, назвав его по речке Тайшетке.

Вслед за Конюковым здесь обосновались Григорий Грязнов, Демид Лотак, Сергей Ульянов и Василий Евсеев, заложив основы будущих улиц.

К 1900 году при станции Тайшет уже существовали буфет и врачебно-питательный переселенческий пункт. В путеводителе за 1901–1902 годы упоминается одноклассное училище, врачебный пункт и поселок разночинцев, а также близлежащее торговое село Тайшет с населением 142 человека.

Официальный статус села поселок получил в 1906 году. Тогда же была построена церковь, и Тайшет вошел в состав Алзамайской волости. В 1910 году образовалась самостоятельная Тайшетская волость.

Telegram-канал ИА "Тайшет24"

Строительство железной дороги стимулировало торговлю и промышленность. Вместе с переселенцами прибыли предприниматели, такие как Иван Корнеевич Супрун, который открыл лавку, харчевню, квасное производство, игорный дом, гостиницу и даже кинематограф.

В годы столыпинских реформ (1906–1914) в Сибирь переселилось 363 тысячи человек. Многие осели в Канском уезде, включая Тайшетскую волость. Переселенцы получали государственные субсидии (200 рублей на обзаведение хозяйством), что позволяло им быстро адаптироваться.

К 1914 году в Тайшетской волости было 7 школ, где обучалось 150 детей. В самом Тайшете работали железнодорожная и сельская школы, больница на 10 коек, публичная библиотека и кинематограф. Большинство жителей оставались неграмотными.

Тайшет, возникший как пристанционный поселок, благодаря Транссибу превратился в важный транспортный узел. Это определило его дальнейшее развитие в XX веке, включая строительство БАМа и становление промышленного центра.