Тайшет – это населенный пункт, чья история неразрывно связана с Транссибирской магистралью. В марте 1897 года железная дорога достигла станции Канск, а летом того же года вошла в пределы Иркутской губернии. Уже в мае строители добрались до территории современного Тайшетского района.
Строительные работы велись подрядными конторами, одной из которых руководил инженер Манучаров. В 1893 году его контора обосновалась восточнее речки Тайшетки. Основную рабочую силу составляли крестьяне из окрестных сел. Они занимались расчисткой территории, возведением земляного полотна и строительством станционных зданий.
До появления железной дороги в этих местах находились лишь заимки крестьян, а также проходил Московский тракт.
Первым постоянным жителем будущего Тайшета стал Василий Трофимович Конюков, построивший избу на месте нынешней улицы Ленина (тогда – 1-я Зеленая). В своих воспоминаниях он рассказывал, как получил разрешение у инженера Манучарова поселиться вблизи стройки, как возник спор с баероновскими крестьянами за землю и как землемер официально выделил участок, назвав его по речке Тайшетке.
Вслед за Конюковым здесь обосновались Григорий Грязнов, Демид Лотак, Сергей Ульянов и Василий Евсеев, заложив основы будущих улиц.
К 1900 году при станции Тайшет уже существовали буфет и врачебно-питательный переселенческий пункт. В путеводителе за 1901–1902 годы упоминается одноклассное училище, врачебный пункт и поселок разночинцев, а также близлежащее торговое село Тайшет с населением 142 человека.
Официальный статус села поселок получил в 1906 году. Тогда же была построена церковь, и Тайшет вошел в состав Алзамайской волости. В 1910 году образовалась самостоятельная Тайшетская волость.
Строительство железной дороги стимулировало торговлю и промышленность. Вместе с переселенцами прибыли предприниматели, такие как Иван Корнеевич Супрун, который открыл лавку, харчевню, квасное производство, игорный дом, гостиницу и даже кинематограф.
В годы столыпинских реформ (1906–1914) в Сибирь переселилось 363 тысячи человек. Многие осели в Канском уезде, включая Тайшетскую волость. Переселенцы получали государственные субсидии (200 рублей на обзаведение хозяйством), что позволяло им быстро адаптироваться.
К 1914 году в Тайшетской волости было 7 школ, где обучалось 150 детей. В самом Тайшете работали железнодорожная и сельская школы, больница на 10 коек, публичная библиотека и кинематограф. Большинство жителей оставались неграмотными.
Тайшет, возникший как пристанционный поселок, благодаря Транссибу превратился в важный транспортный узел. Это определило его дальнейшее развитие в XX веке, включая строительство БАМа и становление промышленного центра.
5 комментариев
Переселенцы получали государственные субсидии (200 рублей на обзаведение хозяйством), что позволяло им быстро адаптироваться. А как сейчас с помощью от государства, чтобы народ в Сибири удерживать?
Никак, да и зачем кому-то удерживать людей, если можно организовать вахту, что намного дешевле.
Разговоры о главном в школе должны удержать народ на месте
По всей вероятности не с баероновскими крестьянами, а с байроновскими, так как там рядом деревня Байроновка и речушка протекает Байроновка. Был там в 1969 году в пионерском лагере.
А еще была и теплица в хозяйстве Манучарова!