Мой дом

Как проходит мусорная реформа в Братске, на родине «Регионального северного оператора»

Поделиться:

ООО «Региональный северный оператор», занимающийся в том числе и в Тайшете обращением с коммунальными отходами, — родом из Братска. Там и базируется головной офис компании. На местном интернет-портале «Город» вышла одухотворенная статья о деятельности предприятия, с которой мы предлагаем ознакомиться нашим читателям.

Вместо предисловия

Как мы подсчитали недавно, каждый братчанин ежемесячно платит около 90 рублей за вывоз и утилизацию своего бытового мусора. Однако в тариф заложены средства не только на эти цели, но и на развитие мусорной инфраструктуры, которая далека от совершенства в городах, а тем более — в деревнях, где она порой вообще отсутствует.

Часто в разговорах горожан можно слышать: тариф подняли, деньги с людей за мусор собирают, а ничего не изменилось. Действительно, в Братске, в частности, не видно новых контейнерных площадок, каких-то принципиальных изменений, за которые не грех было бы и заплатить.

Однако на деле регоператоры по всей стране сегодня заняты развитием инфраструктуры. При наших расстояниях и почти полном отсутствии условий для цивилизованного накопления и вывоза ТКО, особенно в отдалённых населенных пунктах, быстро привести в порядок обращение с бытовыми отходами не получится. Во многих муниципалитетах региона нет полигонов, а возить мусор из отдаленных поселков по бездорожью в тот же Братск – безумно дорого и сложно. В частном секторе, даже в таком крупном промышленном центре, как Братск, по сей день нет контейнерных площадок, да и в целом нет культуры и понимания, что мусор нельзя складировать на улице или в лесу.

В гостях у «РСО»​

Начать исследование трат регоператора я решила с автомобильной базы регионального северного оператора по обращению с ТКО (ООО «РСО») в Центральном районе Братска. Всего таких баз две: в Центре и Падуне, а в перспективе они должны появиться во всех муниципальных центрах региона.

Каким может быть представление о базе предприятия, занимающегося транспортировкой и утилизацией мусора в среднестатистическом городе России, таком, как Братск? Возможно, вы ожидали увидеть старый грязный бокс с нетрезвыми грузчиками, однако, развею подобное представление.

Читайте также:
Игорь Кобзев: В Иркутской области с 1 июля введут дифтариф на электричество

Как разместить здесь рекламу

В большом светлом гараже на подстилке из щебня стоят несколько свежевыкрашенных оранжевых мусоровозов, а рядом – новенькая «Нива» в камуфляжных тонах.

— Это мы купили, чтобы по Чунскому району ездить – там не дороги, а направления. В зоне нашей ответственности – 389 населенных пунктов Иркутской области, но попадают под обслуживание где-то 75% из них, в остальные еще не добрались. Наша задача все эти полтора года, что идет реформа, и на ближайшие годы – помочь главам поселений организовать сбор и транспортировку отходов. Условно говоря, мы начинаем постепенный охват всех территорий, начиная с административных центров – и дальше, вглубь, так дотянемся до самых отдаленных поселков, где мусор не вывозился вообще никогда. Проблем множество. Начиная с бездорожья и полного отсутствия техники, контейнерных площадок на местах, до отсутствия платежных систем даже на «Почте России» из-за нерентабельности обслуживания, — рассказывает генеральный директор ООО «РСО» Иван Кузнецов.

Оптимизация гаража

В боксе чисто и нет запаха мусора, хотя здесь постоянно стоят и чинятся мусоровозы. Боксы оборудованы в полном соответствии с санитарными нормами, нормами пожарной безопасности, работает система вентиляции, автомобили ежедневно моются, регулярно дезинфицируются на специальной станции. Для оптимизации и мобильности обслуживания мусоровозов на базе оборудована собственная шиномонтажная станция.

— Мы купили вулканизаторный станок, домкраты грузоподъемностью до 25 тонн, дорогостоящий гайковёрт. Всё это окупилось за несколько месяцев, и теперь у нас есть возможность быстро налаживать работу техники, — говорит заместитель директора ООО «РСО» Александр Меньших.

Автопарк ООО «РСО» насчитывает по всей зоне ответственности 150 единиц. Только в Братске работает 40 мусоровозов. За 1,5 года реформы удалось увеличить парк техники на 42 единицы. Закуплено 7 бульдозеров, 20 мусоровозов, тракторы, легковые автомобили. Техника направляется в муниципалитеты, где ее практически не было. Так, три мусоровоза направлены в Тайшет, один — в Киренск и один — в Чуну.

— Машиностроительная отрасль в России не готова к таким закупкам. Представьте, разом со всей страны пошли заказы на мусоровозы, бульдозеры, трактора. Мы ждём изготовления по полгода, а то и по году. Мы сами ездили на Арзамасский автомобильный завод, чтобы адаптировать систему освещения на мусоровозах под наши нужды на северах – для нас монтировали дополнительные фонари, чтобы можно было работать зимой в темное время суток безопасно. А цены? С 2014 года цены на мусоровозы и другую технику нашей отрасли выросли, минимум, в 2-3 раза. Если в 2014 году автомобиль «ГАЗон next» стоил 1,5 млн, то сегодня – уже 4 млн. Большой мусоровоз – 6 млн рублей. Это хорошие машины, но затраты на технику огромны, — говорит Иван Кузнецов.

Читайте также:
Игорь Кобзев: В Иркутской области с 1 июля введут дифтариф на электричество
Генеральный директор «РСО» Иван Кузнецов

В покупку машин приходится постоянно вкладываться не только в рамках развития автопарка, но и для оптимизации затрат на транспортировку отходов. Мусоровозы образца 90-х годов значительно отличаются от современных. Новые машины способны транспортировать в 3 раза больше мусора, чем старые, а это – значительное сокращение затрат на ГСМ, амортизацию автомобиля и, что в перспективе будет существенно, — сокращение производимых выхлопных газов при работе. Ведь мусорная реформа в конечном счете должна принести положительный эффект для окуржающей среды в целом, а не заменить один вид загрязнений на другой.

Забота о персонале

Продолжая прогулку по базе, не могу не остановиться на условиях труда. В ООО «РСО» работают около 200 человек, за время реформы штат предприятия вырос практически в 5 раз: наняты водители, грузчики, механики, кассиры, охранники и другие. В каждом административном центре зоны присутствия регоператора есть свое небольшое представительство.

Это большой штат, и что меня очень порадовало – о персонале здесь заботятся. Чистые удобные и современные бытовки, зоны отдыха, медпункт – всё, как в современном фитнес-зале.

— Мы работаем с отходами, это небезопасно. Для грузчиков мы предусмотрели очки, каски, спецодежду, которую стираем в химчистке за счет предприятия. Сотрудникам выдается стиральный порошок, мыло, крем для очистки кожи. Одежда и обувь сезонные, летом – сандалии, зимой – сапоги, в межсезонье – ботинки, — с особой гордостью рассказывает Александр Меньших.

Читайте также:
Игорь Кобзев: В Иркутской области с 1 июля введут дифтариф на электричество

На предприятии и правда здоровый климат – люди улыбаются и здороваются, не на каждом заводе или в гараже встретишь подобное.

Зарплаты у тех же грузчиков небольшие, но «белые», со всеми отчислениями – примерно 25 тысяч рублей.

Диспетчерская – для контроля и мобильности

На базе также размещена диспетчерская служба РСО, обслуживающая всю зону ответственности регоператора. Сюда стекаются данные о работе мусоровозов и иной техники, оснащенной системой ГЛОНАСС.

— Здесь мы видим, сколько в текущий момент у нас работает техники, где простои, где поломки, сразу выясняем причины, отправляем помощь, — говорит диспетчер Елена Ефанова.

В планах предприятия – разработка собственного программного обеспечения по сопровождению транспортной инфраструктуры.

— Мы хотим ввести систему, как в такси: чтобы каждый водитель имел программу на телефоне или на устройстве, в которой он полностью отчитывался бы о работе. Это поможет и в организации процессов, и в спорных ситуациях, когда, скажем, есть сомнения, что работа была выполнена, и мусор загружен и транспортирован, — говорит Елена Ефанова.

На что еще тратятся «мусорные» деньги?

Отвечая на вопрос, на что регоператор тратит деньги братчан, стоит добавить, что, помимо масштабного наращивания парка техники, в тариф ООО «РСО» заложил и покупку 350 контейнеров для Братска, которые будут приобретены в этом году. Средства идут на оптимизацию и модернизацию полигонов, которые также эксплуатирует регоператор. У РСО в ведении – пять полигонов ТКО и множество санкционированных свалок. К примеру, только весы для полигона стоят свыше одного миллиона рублей. Приводятся в порядок санкционированные свалки, например, в Тайшете огромный, часто воспламеняющийся фактически бесхозный объект сформировали и взяли под охрану, оборудовали системой видеонаблюдения и контрольно-пропускным пунктом. Огромные средства направляются на обеспечение работы системы ГЛОНАСС, без которой регоператор не может эксплуатировать мусоровозы.

Радует, что регоператор тратит ресурсы и на обучение персонала, изучает лучший передовой опыт в обращении с отходами и рассматривает перспективы внедрения передовых практик в Братске и на севере области.

Интернет-портал «Город»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!