Власть

Как отправить в отставку мэра Тайшетского района?

Тема о необходимости смены руководства Тайшетского района муссируется уже не один день. «Тайшет24» обратился за консультацией по этому вопросу к широко известному в городе юристу, который и дал определённые разъяснения о том, как отправить мэра в отставку.

Слово нашему эксперту:


Произошедшие на территории Иркутской области события в очередной раз продемонстрировали какую-то вселенскую безграмотность, бесполезность и бездарность руководства Тайшетского района. К такому выводу приходишь, читая публикации и материалы о событиях последних дней и комментарии к ним.

При этом все чаще и громче слышны призыва «снять мэра», «отправить в отставку» и тому подобное. Но призывать что-то сделать или агитировать за какие-либо действия — не значит выполнить их. К тому же есть чёткие предписания закона, которые требуется соблюдать.

Если дело дойдет до конкретных действий, направленных на то, чтобы руководство района оставило свои должности, очень многие должностные лица, которые смотрят на закон, как на что-то мешающее им зарабатывать, сразу начнут бегать с кипами законов и громко кричать о незаконных и противоправных действиях в отношении себя любимых.

Итак, тем, кто хочет быстро и безболезненно сменить руководство района, необходимо напомнить, что есть Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно этот правовой акт поможет нам определиться, как же «снять» руководство района, а именно мэра, которого так невзлюбил народ в свете последних событий.

Не углубляясь в законодательные дебри, остановимся на ст. 36 означенного Федерального закона. Она определяет, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наш мэр таким и является — то есть главой муниципального образования.

Часть 6 этой статьи нам определила основания, когда полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно:

1) в случае смерти;

2) отставки по собственному желанию;

2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.2, 7 — 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Мой взгляд обывателя позволяет сказать, что для нас интересны только два основания: 2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона и 9) отзыв избирателями.

Итак…

Удаление главы муниципального образования в отставку

Представительный орган муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

  1. решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона; (но это труднодоказуемо и очень мало практики)
  2. неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; (аналогично – труднодоказуемо и нет практики)
  3. неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (это долго и нудно, хотя наши могли бы, если захотели);
  4. несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
  5. допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов (для нашей территории неприемлемо).

Итак, возвращаемся к пункту 4 и пытаемся его понять и раскрыть.

По этому основанию можно удалить главу, если он не знает положений статьи ст. 12.1. ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой он не вправе:

  1. замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  2. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления;
  3. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  4. быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  5. использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  6. получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;
  7. получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  8. принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  9. выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  10. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  11. разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Не знаю, осилит ли кто-нибудь чтение всего вышеприведённого, но если осилил, то должен понимать, что для того, чтобы удалить главу в отставку нужны не только эмоции, но и основания, предусмотренные законом, четкое знание закона и умение работать с ним.

Помимо оснований, для инициирования процедуры необходимо выполнить ряд условий и инициировать процедуру в строгом соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные законом.

И второе: отзыв избирателями.

Казалось бы, что может быть проще? Собери инициативную группу, собери подписи и дело в шляпе! НО… Не так всё просто.

Если говорить кратко, то для прекращения полномочий по данному основанию необходимо как минимум конкретное противоправное решение или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Об этом нам с Вами четко говорит ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 12 Устава Тайшетского района.

А мы с вами имеем только эмоциональный всплеск негодования действиями (или бездействием) мэра района.

Следует отметить, что вышеприведённые положения закона являются весьма краткими, можно сказать усечёнными. В них не учтены многие положения законодательства о противодействии коррупции, которые также предусматривают меры ответственности для выборных должностных лиц, не сделан акцент на процедурных вопросах, на которых провалилось не одно «восстание крестьян».

Таким образом, хочется сделать вывод, что если у кого-то и появится желание, силы и время, то он может инициировать процедуру смены власти. Но перед эти не мешало бы открыть закон и соразмерить свои силы с возможностями, прежде чем громко кричать о смене власти…

Правда, есть ещё статья 26 Устава Тайшетского района, которая предусматривает, что мэр района имеет право на отставку по собственному желанию. При этом отставка осуществляется путём направления мэром соответствующего письменного заявления в районную Думу с указанием мотивов ухода в отставку. Районная Дума не позднее одного месяца со дня поступления заявления принимает решение о констатации отставки мэра района.

Не могу не согласиться с тем, что именно этим путём и следует пойти мэру Тайшетского района.

ИА «Тайшет24»

     
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Если вы обнаружили в статье неточность, сообщите, пожалуйста, в редакцию! E-mail: news@t24.su.