Транссибирская магистраль, официальное строительство которой началось 31 мая 1891 года с закладки цесаревичем Николаем Александровичем первого камня Уссурийской железной дороги под Владивостоком, стала грандиозным инфраструктурным проектом Российской империи.
Фактически работы начались раньше – в марте 1891 года со строительства участка Миасс–Челябинск. Протянувшись на 9298 км от Москвы до Владивостока, Транссиб остается самой длинной железной дорогой мира, пересекая две части света: 19% пути лежит в Европе, 81% – в Азии, с условной границей на 1778-м километре.
После изыскательских экспедиций 1887–1890 годов под руководством инженеров Меженинова, Вяземского и Урсати, в 1891 году началось одновременное строительство с двух сторон – от Челябинска и Владивостока.
Работы велись в экстремальных условиях: тайга, вечная мерзлота, крупные реки требовали колоссальных усилий.
Бюджет проекта составил 350 млн рублей золотом, для экономии применяли упрощенные стандарты – облегченные рельсы, сокращенное число шпал. Рабочую силу — до 89 000 человек в пик строительства — составляли крестьяне, ссыльные, солдаты и вербованные специалисты, использовавшие примитивные орудия – лопаты, тачки, кайло. Несмотря на это, ежегодно прокладывали 500–600 км пути.
Ключевые этапы:
- смычка рельсов в 1901 году
- ввод в эксплуатацию в 1903-м — с паромной переправой через Байкал
- запуск Кругобайкальской дороги в 1904-м
- завершение строительства в 1916 году с открытием Хабаровского моста через Амур.
В XX веке Транссиб пережил упадок в военные годы, послевоенную электрификацию (1961) и модернизацию (2002), включая ликвидацию последнего однопутного участка у Хабаровска.
Сегодня Транссиб – двухпутная электрифицированная магистраль, связывающая 87 городов (14 из них – областные центры) в 20 субъектах России.
Она обеспечивает 50% внешнеторговых перевозок, доступ к месторождениям (80% промышленного потенциала страны) и международные маршруты в Китай, Монголию, КНДР и Европу.