Страна

Все организации в Тайшетском районе должны сформировать меры по противодействию коррупции

Для многих понятие «борьба с коррупцией» и «противодействие коррупции», прежде всего, ассоциируется с деятельностью правоохранительных органов по борьбе с чиновниками и своими же сослуживцами в погонах, для которых исполнение служебного долга является не работой, а способом получения выгоды и наживы для личных потребностей.

Вместе с тем характер и природа коррупционных отношений ярко проявляются и в сфере ведения бизнеса, и в отраслях, на первый взгляд далёких от проявления коррупции, где деятельность субъектов преимущественно строится на диспозитивных (свободных) началах. По этой причине важно выработать целый комплекс предупредительных мероприятий, которые предотвращали бы проявления коррупции в бизнес-среде, сфере образования и медицины.

В частности, взаимоотношения между государством и бизнес-сообществом установились на современном этапе с конца 80-х годов прошлого века, с момента изменения экономической формации жизнедеятельности современного государства и общества.

Передел собственности сопровождался множеством криминальных и околокриминальных явлений (рейдерство, рэкет, мошенничество, злоупотребление полномочиями). Совокупность этих явлений в силу политического характера коррупционного механизма оказывала влияние на формирование традиций ведения бизнеса в России, которые актуальны по настоящее время.

Делая вывод из недалекого исторического прошлого современной России, нужно согласиться с тем, что государство должно выступать инициатором борьбы с коррупцией, задающим движение пути во взаимоотношениях частного и публичного. Особенно актуально это звучит в вопросах в сфере противодействия коррупции.

Делая шаг в заданном направлении, законодатель Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ дополнил Федеральный закон «О противодействии коррупции» статьей 13.3, которая по своей сути должна изменить подход к борьбе с коррупцией в понимании не только обывателя, но и правоприменителя.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно п. 5, 6 ст. 3 указанного Федерального закона одними из основных принципов противодействия коррупции являются: комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом ч. 2 названной статьи определяет меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, которые могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, вышеуказанная статья Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, а в части 2 данной статьи перечислены такие меры. Говоря о понятии «организация», используемом в контексте данной нормы, таковой следует считать любую организацию вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы (юридическое лицо).

В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8.11.2013 утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Одновременно необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Оценивая отрицательную практику, сложившуюся по реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» во всех организациях, возникает необходимость принятия мер по предупреждению коррупции для предотвращения возникновения коррупционных рисков, исключения возникновения риска конфликта интересов.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так для обеспечения ответственности юридических лиц в соответствии с требованиями Конвенции ОЭСР в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», предусматривающая высокие штрафы и обязательную во всех случаях конфискацию предмета правонарушения. Широко определен и сам предмет правонарушения: помимо денег, ценных бумаг, иного имущества, в него входят также услуги имущественного характера и имущественные права. Совершенным признается правонарушение не только в случае состоявшейся передачи его предмета, но и при обещании или предложении его передачи. Санкции, предмет, формулирование в КоАП РФ содеянного как оконченного состава правонарушения соответствуют требованиям Конвенции ОЭСР о введении для юридических лиц эффективных и соразмерных наказаний, обеспечивающих сдерживающее воздействие.

За незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлен максимальный для административных правонарушений шестилетний срок давности привлечения к ответственности, что обеспечивает требование Конвенции ОЭСР об установлении сроков, достаточных для расследования и наказания виновных лиц.

Таким образом, все организации независимо от их организационно-правовой формы должны сформировать меры по противодействию коррупции, поскольку они направлены на сохранение экономической стабильности и добросовестной конкуренции и защищают государственные и общественные интересы от коррупционных посягательств.

заместитель Тайшетского межрайонного прокурора
советник юстиции
Ирина Суворова

Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Если вы обнаружили в статье неточность, сообщите, пожалуйста, в редакцию! E-mail: news@t24.su.