Интервью

Интервью с Тайшетским межрайонным прокурором Андреем Аштуевым

Поделиться:

12 января исполняется 294 года со дня образования российской прокуратуры. Начало установления прокурорского надзора относится к царствованию Императора Петра I, который 12 января 1722 года учредил прокуратуру в России.

Сегодня гость ИА «Тайшет24» — Тайшетский межрайонный прокурор Андрей Аштуев.

Справка:

ashtuevАндрей Иннокентьевич Аштуев родился в 1980 году в селе Майск Осинского района Иркутской области. В 2002 году был принят на работу в органы прокуратуры и назначен на должность следователя прокуратуры Осинского района.

В мае 2005 года назначен на должность заместителя прокурора Аларского района, и уже в январе 2006 года занял должность прокурора Аларского района.

С мая 2012 года — Тайшетский межрайонный прокурор.

Женат, двое детей. В свободное время занимается волейболом.

Говорит о том, что рабочий день сотрудников прокуратуры является ненормированным, поэтому её работники трудятся, не считаясь с личным временем.

Как разместить здесь рекламу

— Андрей Иннокентьевич, дайте, пожалуйста, общую характеристику ушедшего 2015 года.

— В прошедшем году основными направлениями работы Тайшетской межрайонной прокуратуры, как и прежде, являлись координация деятельности правоохранительных органов района по борьбе с преступностью, надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, исполнением законодательства о противодействии коррупции, в сфере экономики и социальной сфере.

За этот период при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено 2856 нарушений закона, в том числе 199 незаконных правовых актов, на которые принесено 153 протеста, внесено 489 представлений, по результатам рассмотрения которых 147 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, предостережено о недопустимости нарушений закона семь лиц, в суд направлено 279 заявлений на общую сумму 11 107 000 рублей, по результатам их рассмотрения судом удовлетворено 248, возмещен ущерб на сумму 9 627 000 рублей; по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 50 лиц; для решения вопроса об уголовном преследовании в следственные органы направлено 13 материалов проверок, по результатам рассмотрения которых возбуждено 12 уголовных дел.

Почти 50% нарушений выявляется в деятельности органов местного самоуправления. В этой связи прокуратурой принимались превентивные меры в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления.

Так, в 2015 году даны заключения на 366 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, из них на 38 — отрицательные, все замечания прокурора по проектам были учтены. Разработано пять модельных нормативных правовых актов, на их основе органами местного самоуправления принято 114 нормативных правовых актов, подготовлено 32 инициативных проекта нормативных правовых актов.

В настоящее время коллектив Тайшетской межрайонной прокуратуры насчитывает 16 сотрудников: прокурор, три заместителя, четыре старших помощника и восемь помощников. За прошедшие три года коллектив прокуратуры значительно обновился, ряд работников получили назначения на вышестоящие должности, переведены в аппарат прокуратуры области.

— Наблюдаются ли тенденции роста преступности? Расскажите о наиболее злободневных нарушениях, совершаемых сотрудниками полиции.

— В прошедшем году снизилось количество зарегистрированных преступлений на 5, 2% до 1468 (2014 год — 1548), в том числе тяжких и особо тяжких на 4, 9% до 332 (2014 год — 349), при этом возросло количество раскрытых преступлений до 873 (2014 год — 804).

Вместе с тем, возросло количество убийств на 16, 7% до 14 (2014 год — 12), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью человека на 2, 7% до 38.

В целях выработки мер по противодействию преступности необходимо видеть реальное её состояние. Отмечу, что ранее сотрудниками ОВД вместо принятия реальных мер по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах значительно искажалось состояние преступности в общественных местах, в том числе на улицах.

Так, по данным информационного центра ГУВД по Иркутской области на территории Тайшетского района в 2011 году было зарегистрировано 102 преступления, совершенных в общественных местах, в том числе 59 на улицах.

В связи с этим в 2012 году прокуратурой принимались меры к обеспечению достоверной уголовно-правовой статистики, виновные сотрудники полиции по требованию прокурора были привлечены к дисциплинарной ответственности. В результате в последние годы отмечался значительный уровень преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, подавляющее большинство из которых совершалось в городе Тайшете.

В этой связи сотрудниками полиции принимались конкретные меры по противодействию уличной преступности, отрабатывались места особого внимания. В результате в 2015 году снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, на 14% до 374 (2014 год — 435), в том числе на улицах до 255 (2014 год — 294).

Возросло количество выявленных незаконных рубок леса на 20,5% до 147 (2014 год — 122). Анализ практики расследования незаконных рубок показывает, что привлекается к уголовной ответственности одно лицо, в то время как остальные лица не осведомлены о его противоправных действиях. Очевидно, что указанные преступления не могут совершаться одним лицом, что требует принятия со стороны ОМВД РФ по Тайшетскому району мер по пресечению противоправной деятельности организаторов этих преступлений.

Тем более, положительный опыт работы в этом направлении имеется у сотрудников полиции Усть-Удинского, Боханского районов. В текущем году работа ОМВД в этом направлении будет находиться на особом контроле у нас.

Особую озабоченность вызывает рост преступности несовершеннолетних на 118% до 109 (2014 год — 50), в том числе совершенных в ночное время, в состоянии алкогольного опьянения, что свидетельствует о недостаточной работе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

— Андрей Иннокентьевич, а как обстоит ситуация с нарушениями, совершаемыми должностными лицами органов власти Тайшета и района?

— Наряду с принимаемыми превентивными мерами за последние годы повышена ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за допускаемые ими нарушения. Каждое нарушение в деятельности должностных лиц органов власти оценивается на предмет наличия коррупционной составляющей.

Так, за прошедшие годы привлечены к уголовной ответственности восемь глав муниципальных образований района; начальник управления строительства, архитектуры и инвестиционной политики администрации Тайшетского района; по результатам прокурорской проверки за совершение коррупционного правонарушения удалён в отставку глава муниципального образования «Бирюсинское городское поселение».

Анализ прокурорской и следственной практики показывает, что наиболее подвержены коррупционным проявлениям сферы расходования бюджетных средств, размещения и исполнения муниципальных заказов.

В частности, в ходе проведённой в 2015 году прокуратурой совместно с КСП Тайшетского района проверки были выявлены многочисленные нарушения при осуществлении ремонта и строительства объектов капитального строительства.

Установлено, что в нарушение закона администрацией города Бирюсинска при организации строительства двух многоквартирных домов не проводились инженерные изыскания, на стадии выделения земельного участка не были определены технические условия их подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, не были заключены договоры на подключение домов к сетям инженерно-технического обеспечения, отсутствовали градостроительные планы земельных участков.

Строительство еще одного многоквартирного дома производилось без соответствующего разрешения. Без оценки достоверности сметной стоимости строительства одного из домов количество квартир было увеличено с 18 до 24, объект же переименован в многоквартирный.

Решениями Думы Тайшетского района и Думы города Бирюсинска на строительство вышеуказанных домов предусматривались бюджетные инвестиции. Вместе с тем, администрацией района и города нормативные правовые акты, определяющие порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, приняты не были.

Выявлены факты принятия заказчиками — администрацией Тайшетского района и города Бирюсинска некачественно выполненных работ в рамках реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Так, в доме по улице Первомайская не в полном объеме была выполнена внутренняя отделка, благоустройство прилегающей территории. Уже на момент сдачи объекта заказчику имелись трещины штукатурки стен и потолка в квартирах и подъезде. Несмотря на то, что имелись и другие нарушения, администрацией города дом был принят как соответствующий проектной документации, строительным и техническим требованиям.

Такие же нарушения были допущены администраций города при приеме дома по улице Советская.

Кроме того, администрацией района не были подготовлены и переданы соответствующие документы в ведение администрации города для дальнейшего распоряжения домом.

В целях устранения нарушений мэру района, главе города Бирюсинска внесены представления, в суд предъявлены исковые заявления об обязании принять меры к устранению неисправностей в конструктивных и технических элементах домов, одно из которых судом удовлетворено, решение суда администрацией района исполнено, дом отремонтирован, нарушения жилищных прав граждан устранены, другое — находится в стадии рассмотрения.

Нарушения выявлены в деятельности администрации Тайшетского района и при ремонте зданий образовательных организаций, учреждений культуры.

Так, при осуществлении капитального ремонта здания и спортивного зала ДК «Юбилейный» подрядчиком ООО «Сибремстрой» не были выполнены работы по ремонту кровли, не произведено благоустройство прилегающей территории на общую сумму более пяти миллионов рублей.

При осуществлении ремонта здания школы №6 города Бирюсинска подрядчиком ООО «СМП-621» не были выполнены работы по ремонту внутренней системы отопления и другое на сумму более 1 200 000 рублей.

Подрядчиком ООО «Строительная компания «Центр-S» при осуществлении ремонта здания детского сада «Рябинка» не были выполнены работы по ремонту кровли, завышены объемы работ по установке окон на общую сумму более 580 тысяч рублей.

Подрядчиком ООО «Спецстроймонтаж» не были выполнены работы по ремонту здания бассейна в городе Тайшете на общую сумму более 6 миллионов 800 тысяч рублей. Невзирая на явные нарушения администрацией района акты выполненных работ были подписаны, произведена полная оплата за их выполнение.

Межрайонной прокуратурой материалы проверок были направлены в органы предварительного расследования, по которым Следственным отделением по городу Тайшет СУ СК РФ по Иркутской области возбуждено четыре уголовных дела в отношении начальника Управления строительства, архитектуры и инвестиционной политики администрации Тайшетского района по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Следственным отделом полиции по факту хищения бюджетных средств в отношении подрядчиков возбуждено три уголовных дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Дальнейшая проверка, проведенная отделением УФСБ РФ по Иркутской области в г. Тайшете и ОБЭПиПК ОМВД РФ по Тайшетскому району, показала, что банковская гарантия, представленная подрядчиком для участия в аукционе на право заключения контракта, банком «Русский финансовый альянс» не выдавалась. В связи с этим по факту хищения бюджетных средств при ремонте здания бассейна следственным отделом полиции возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

В целях устранения нарушений закона в суд направлено исковое заявление к администрации района, которое судом рассмотрено и удовлетворено. Судом на администрацию района возложена обязанность завершить ремонт здания бассейна в срок до 01.01.2017 года, мэру района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района прекращена порочная практика авансирования подрядчиков.

По иску администрации района арбитражным судом взысканы суммы невыполненных работ и неосновательного обогащения по ремонту бассейна, решение суда предъявлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Всего в текущем году правоохранительными органами района возбуждено десять уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности (2014 год — восемь). Это в основном взяточничество, превышение должностных полномочий, растраты.

За прошедшие три года привлечены к уголовной ответственности сотрудники ГУФСИН РФ по Красноярскому краю по фактам использования труда осужденных, в т.ч. заместитель начальника ОИУ-25, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор. В производстве органов следствия находятся уголовные дела о должностных преступлениях в отношении начальника колонии-поселения № 22 ГУФСИН РФ по Иркутской области, сотрудников ГУФСИН РФ по Красноярскому краю.

Историческая справка:

В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

И всё это время, почти 300 лет, основная задача прокуратуры остается неизменной.

— Проводите ли Вы приём населения по личным вопросам? Какова тематика обращений?

— Мной утвержден график приема граждан в Тайшетской межрайонной прокуратуре, во все рабочие дни мы проводим прием граждан. Лично я провожу прием граждан по понедельникам с 9 часов до 13 часов.

Тематика обращений разная: это жалобы на нарушения трудового, жилищного, земельного, административного законодательства, жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов.

Разъясняю, что в соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В этой связи многие жалобы граждан направляем в те контрольно-надзорные органы, к чьей подведомственности они относятся, в том числе жалобы граждан на деятельность управляющих организаций.

Вместе с тем, в своей надзорной деятельности особое внимание уделяем деятельности органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.

Так, в 2015 году было выявлено, что администрациями Тайшетского района, Бирюсинского городского поселения проведены открытые конкурсы, по результатам которого заключены договоры безвозмездного пользования объектами жилищно-коммунального назначения (тепловые, водопроводные, канализационные сети, котельные, скважины, насосные станции). Между тем, для передачи прав владения и пользования таких объектов действующим законодательством предусмотрен специальный порядок — по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с безвозмездным пользованием, арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.

Концессионным соглашением предусматриваются мероприятия по реконструкции объектов ЖКХ — это мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования более новым и так далее.

Однако в нарушение действующего законодательства администрации Тайшетского района и Бирюсинского городского поселения передали объекты ЖКХ города Бирюсинска в безвозмездное пользование ООО «ТрансТехРесурс».

По материалам проведенной нами проверки заместителем прокурора Иркутской области в Арбитражный суд Иркутской области предъявлены два исковых заявления о признании недействительными проведенных торгов и заключенной сделки, применении последствий недействительности ничтожной сделки. Суд согласился с требованиями прокурора, исковые требования были удовлетворены.

В настоящее время прокуратурой проводится проверка по фактам утраты муниципальных артезианских скважин г. Тайшета и перехода их в ООО «ВАВ», неправомерного расходования денежных средств в МУП «Бирюсинское ТВК».

— Какое дело, находившееся на рассмотрении в прокуратуре в 2015 году Вы бы назвали самым сложным?

— В настоящее время органы прокуратуры не наделены полномочиями по расследованию преступлений. Ход расследования и тактику проведения следственных действий определяет следователь, руководитель следственного отдела. Мы в порядке надзора проверяем принятые органами предварительного следствия решения по уголовным делам.

Безусловно, к самым сложным делам с точки зрения доказывания вины преступника, квалификации преступления относятся уголовные дела о должностных и коррупционных преступлениях, относящиеся к подследственности Следственного комитета РФ.

Хочу отметить, что на официальном сайте прокуратуры Иркутской области (www.irkproc.ru) мы систематически размещаем информацию о результатах нашей работы.

Поздравляю сотрудников Тайшетской межрайонной прокуратуры, Тайшетской транспортной прокуратуры, ветеранов, пенсионеров прокуратуры Елену Яковлевну Харитонову, Константина Олеговича Тычкова, Любовь Степановну Москвитину, Анну Николаевну Осипенко, Галину Васильевну Быковскую, Людмилу Ивановну Боковикову, Александра Александровича Быбина с профессиональным праздником! Желаю крепкого здоровья, благополучия в семьях!

 

t24

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи

Не копируйте текст!