Страна Экономика

Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон

Государственная Дума 15 ноября одобрила в третьем и окончательном чтении пакет законов о введении специального льготного налогового режима для самозанятых граждан.

В соответствии с законом, для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продаёт товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%.

Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа, сообщается на сайте Государственной Думы.

Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Как будет работать и кого именно коснется новый закон? Кого именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды деятельности?

Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наёмных работников, то есть это граждане, получающие свой доход от своей личной трудовой деятельности.

Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год (200 000 рублей в месяц).

Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?

Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, законом даёт ему возможность самому легализоваться.

Это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.

Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов. Ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной.

— Данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы, — уточняет Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?

Безусловно, может. Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких‑то случаях она может уменьшаться до 1%.

Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы. Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

Любой гражданин может обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.

В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?

В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.

И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.

В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет вправе решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.

Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что‑то в ФОМС, а что‑то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.

Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.

Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве: в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет.

— Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода, — конкретизирует уточняет Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.


Мнение

Артем Кирьянов, Член Общественной палаты РФ:

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима для самозанятых граждан в четырех регионах. Законопроект предусматривает введение налоговой ставки 4% для самозанятых, которые оказывают услуги физлицам, и 6% — для оказывающих услуги юрлицам. Предполагается, что эксперимент пройдет в четырех регионах: Москве, Московской области, Калужской области и республике Татарстан.

4% – сумма ниже ожиданий, о которых говорят социологи, когда речь идет о справедливой ставке налогообложения. Ряд аналитиков утверждает, что россияне готовы платить 7%, а вот к цифре 13% есть вопросы. 4% в 3 раза меньше 13%, почти в 2 раза меньше 7% – это действительно мягкое предложение со стороны государства. 6% касаются вопросов, связанных с юридическими лицами, и это выравнивает самозанятого с теми упрощенными режимами, которые действуют для юрлиц, так что это решение было более технического характера.

Регионы Москва, Московская область, Калужская область и республика Татарстан выбраны исходя из, во-первых, технологической готовности к этому эксперименту, так как в этих регионах уже проводился эксперимент, посвященный внедрению техники, которая отчитывается в режиме онлайн о совершенных платежах. Эксперимент прошел удачно. Второе – три из этих регионов (Москва, Подмосковье и Татарстан) имеют значительное количество самозанятых, обладают правильной для анализа структурой населения – по отраслям, возрастам. Третье – проникновение в этих регионах цифровых технологий достаточно высокое, поэтому был сделан выбор в их пользу.

Принятие пакета законов, посвященных льготному налоговому периоду для самозанятых, призвано решить две основные задачи. Первая из них – выстраивание социальной справедливости и социальной солидарности. Законопроект вернет в рамки налогообложения людей, которые на сегодняшний день работают и не платят никаких налогов, не участвуя, таким образом, в жизни государства. Это напрямую касается реализации социальных обязательств государства, потому что около 40% бюджета идет на то, что государство делает для социально незащищенных слоев населения – тех, кому живется совсем не так хорошо и комфортно.

Вторая задача законопроекта – укрепление системы налогообложения. На сегодняшний день, поскольку есть уже все механизмы для того, чтобы цифрами описать жизнь каждого гражданина с точки зрения доходов, расходов и финансовой стабильности, такой эксперимент назрел, так что в ближайшие несколько лет мы увидим серьезные результаты. Эти результаты будут касаться тех денег, которые пойдут в субъекты РФ. Самозанятые будут финансировать с налога на доходы физических лиц не какие-то мифические программы, а по сути жизнь там, где они работают.

Что же позволяет с оптимизмом смотреть в будущее эксперимента, кроме цифровизации и прозрачности транзакций? Это развитие системы общественных отношений. Все-таки мы должны прийти к новым формулировкам общественного договора, когда налоговое бремя будет рассматриваться не только с точки зрения непременной обязанности, неисполнение которой будет караться уголовным кодексом, но и с точки зрения основы общественного контроля. Когда человек платит налоги, он имеет право на общественный контроль по их расходам – для этого и есть общественные органы контроля.

ИА «Тайшет24»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Если вы обнаружили в статье неточность, сообщите, пожалуйста, в редакцию! E-mail: news@t24.su.