Общество

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры

Поделиться:

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российская Федерации для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина определила конституционно-правовой статус органов прокуратуры, который прямо закреплен в пункте «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Изложенное говорит нам о том, что государство делегировало защиту прав и свобод человека и гражданина прокуратуре Российской Федерации.

Российская Федерация — правовое государство (статья 1 Конституции Российской Федерации), в котором любая деятельность подчинена нормам права.

Глава 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции Российской Федерации предписывает прокуратуре Российской Федерации осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законом (часть 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации).

В своей деятельности прокуратура Российской Федерации руководствуется Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 2202-1).

Согласно положениям Федерального закона № 2202-1 прокуратура Российской Федерации от имени государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории нашего государства.

Основной задачей прокуратуры Российской Федерации является обеспечение на территории нашей родины верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Как разместить новость на Тайшет24

В этих целях, частью 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 определены направления, по которым прокуратура Российской Федерации осуществляет делегированную государством надзорную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Кроме того, частью 1 статьи 26 Федерального закона № 2202-1 установлено, что предметом надзора за соблюдение прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел пределы прокурорского надзора. Так, в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

А также, часть 2 статьи 26 Федерального закона № 2202-1 предписывает органам прокуратуры не подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При этом, структура Федерального закона № 2202-1 делит прокурорский надзор на: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Наряду с изложенным, в своей деятельности прокуратура Российской Федерации, для исполнения возложенных на нее задач, также участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации непрестанно стоит на страже конституционных прав и свобод, гарантируемых нам государством, это прямая ее обязанность и основная цель, которую она исполняет со времен становления ее в таком статусе.

Евгений Пыткин, помощник Тайшетского межрайонного прокурора

ИА «Тайшет24»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!