Общество

Как гаджеты разрушают психику детей с самого маленького возраста

Поделиться:

Его зовут головоног: шар-голова, круглые глаза, чёрточки вместо носа и рта, палки-ноги растут из головы. Казалось бы, нормальный рисунок ребёнка 3 лет. Но рисовала первоклассница, пишет «Российская газета».

Из рыцарей в люди

— Стремление уйти от общения. Под ногами нет земли — неуверенность в себе, — интерпретирует тестовый рисунок невролог. — Руки нарисованы двойной линией — поскорей бы отвязаться от вас, нежелание выполнять задание.

Это рисунок Ольги, которую мама привела к врачу: девочка становится неадекватной после долгих игр на своем недавно купленном ноутбуке. Неловкая, ходит, натыкаясь на стулья, с трудом реагирует на речь. За ноутом она была владелицей величественных рыцарских замков, ферм с козами, коровами, свиньями, с садами и огородами, приносящими урожай по мановению мышки. Но это было не здесь.

Зафиксированный российскими учёными факт: дошкольникам и младшим школьникам, постоянно сидящими за игрой, реальность игры начинает казаться настоящей реальностью, игрок сливается с героем и в нашем мире ориентируется уже с трудом. Без своих замков храбрые рыцари становятся слабохарактерными, нервными детьми, желающими не общаться со сверстниками, а вернуться в свой идеальный и незыблемый виртуальный мир. Они крайне не уверены в себе, потому и рисуют автопортреты с большой головой и тоненькими ножками и ручками.

Главное — маме не мешай

Гаджеты захватывают детские миры: набираешь в поисковике словосочетание «игры онлайн 5 лет» — и листаешь страницу за страницей, находя сайты с красивыми играми и для детей и 4, и 3, и 2 лет. А если верить данным агентства Common Sense Media, с планшетами и смартфонами работают 38% малышей «от 0 до 2» и 61% трёхлетних. Причем у 4 и 8% соответственно это собственное устройство. Играй, качай, мы тут нафантазировали тебе. Главное — маме не мешай.

4-5 лет — это важнейший возраст в жизни человека, 70% информации о мире дети берут именно в это время, они впитывает информацию как губка, «без фильтра», без устали крутят головой по сторонам, им всё интересно, они бесконечно задают вопросы.

Как разместить новость на Тайшет24

— Ребёнок осваивает мир, собственное тело, своё окружение через общение, ему надо этот мир потрогать, взять его в руку, пошлёпать ладонью, понюхать его, послушать, поставить кубик на кубик, — говорит старший научный сотрудник отдела экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований Елена Абдулаева. — Ему надо бегать, прыгать, много работать руками — их активное движение развивает ум, память…

И тут в самый бы раз взять в руки шмат теста, насыпать сахару в крем, поучаствовать в приготовлении с мамой тортика. Или набрать на даче пахнущих сыростью листьев и разложить их: ёжику — красные, а зайчику — жёлтые. Но вот яркий глянцевый дисплей и, чтобы развести по кучкам разноцветные листики или украсить розочкой торт, надо всего-то поводить пальчиком по экрану, не вставая с дивана.

Как отключиться от «цифры»

…А этот замок из глиняных кирпичей можно легко разрушить — просто брось его в воду. И из воды доставай уже отдельные кирпичики. Потом бери мастерок, делай раствор в миске и строй новый замок. Или дом. Или ферму. Потому что это просто кубики из игры.

— Чем более условна игрушка, тем больше ребёнок может в неё вложить своих представлений и фантазий, — говорит Елена Абдулаева. — Условность и простота развивают его, заставляют голову работать, дают поле для «инженерной» деятельности. Сам строй из кубиков башню или выкладывай из неё клавиатуру компьютера, экраном ставь альбом и работай на этом «компе». Тут ты автор игры, твори, что хочешь.

А можно и без компа: в Англии, например, есть специальные магазины, где продаются просто доски, мешки с травой, черепица и другие бросовые материалы — именно как предметы для творческой игры и конструирования. Потому что игрушка должна не обманывать, а развивать.

Да, у гаджетов большое будущее. Сегодня они сажают за виртуальный руль, отправляют в космос и на Гавайи, дают ощущение скорости, оглушают музыкой, а скоро, наверное, будут транслировать запахи и раздувать волосы на голове. Но всё в наших руках. Можно оставить ребёнка наедине с планшетом с доброй познавательной игрой, но только в том случае, если вы потом, усевшись рядом, продолжите игру, продлите историю героев, вместе нафантазируете с три короба, воспользовавшись фантазией авторов игры, подтолкнёте, разгоните воображение сына. Но чаще мы так лишь высвобождаем себе час свободного времени, утешаясь тем, что «добрые» герои плохому не научат, унимая капризы. И отдавая ребёнка в лапки головонога.

— Ребёнок отключится от «цифры», только если взрослый с полной отдачей включится в его жизнь, — говорит Елена Абдулаева. — А до этого — в свою, «подняв» себя, начав жить активно в реальном мире, общаясь с друзьями, путешествуя, украшая дом… Если мы сами с собой не работаем, мы не вправе требовать этого от ребёнка. Человек пассивный ничему не научится, надо действовать.

А игрушки в доме нужны обязательно, уверена эксперт. Их должно быть немного, они должны быть готовы для сборки-разборки и модернизации, быть долговечными, прочными (очень важна уверенность ребёнка в том, что настоящий, не виртуальный мир надежён!), ремонтопригодными. Отлетело колесо — папа поможет. И маленький человек видит, что всякое несовершенство устранимо. Его воля тренируется на этом: дай-ка я тоже попробую сделать так. И его усилие — тоже часть игры. По тому, как дети играют, видно, как они будут работать.

Правила занятий детей с гаджетами

  1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но вам стоит проявить твёрдость.
  2. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам — их достаточно в сети. Не стоит перегружать ребёнка информацией, которую он не сможет воспринять.
  3. Не используйте гаджеты, чтобы отделаться от ребёнка. Если мама, к примеру, собирается готовить обед или делать домашние дела, лучше включить ребёнка в процесс, чем завести ему мультик.
  4. Не давайте гаджет перед сном — ребёнок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

ИА «Тайшет24»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!