Происшествия

История авиакатастроф в Иркутской области за последние 85 лет

Поделиться:

Иркутск давно и заслуженно имеет репутацию «города падающих самолётов». Как свидетельствуют исследования журналистов, наиболее трагичными в части авиакатастроф для столицы Приангарья являются июль и декабрь. Эпизод с разбившимся год назад в Качугском районе самолётом ИЛ-76 стал шестым по счёту случившимся в июле авиапроисшествием (начиная с 1963 года).

«Тайшет24» собрал из открытых источников информацию о происшествиях, случившихся с воздушными суднами в Иркутской области за всю историю местного воздухоплавания.

Датой рождения местной авиации в Иркутске считается 24 июня 1925 года. В этот день на небольшой площадке в районе посёлка Боково приземлились участники перелета Москва — Иркутск — Улан-Батор — Пекин. А первые регулярные рейсы начались в августе 1928 года на самолетах «Юнкерс-13» по маршруту Иркутск — Бодайбо. Осуществлялись они из гидропорта, находившегося у Знаменской церкви.

Первая громкая катастрофа, связанная с Иркутском, произошла в далеком 1930 году. Вылетевший из Иркутского гидропорта самолет «Юнкерс В-33» перегоняли в Якутск. По прибытии выяснилось, что срочно нужно доставить медикаменты в поселок Булун для раненых бойцов ВЧК, пострадавших при подавлении беспорядков. Во время этого незапланированного полета произошла катастрофа.

"Юнкерс В33"
«Юнкерс В33»

Погибли известный полярный летчик Отто Кальвица и бортмеханик Франц Леонгарт и радист С. Карчевский. Кальвиц и Леонгарт похоронены на Иерусалимском кладбище Иркутска.

У входа в ЦПКиО Иркутска. Памятник на могиле лётчиков О.Кальвица и Ф.Леонгардта.
У входа в ЦПКиО Иркутска. Памятник на могиле лётчиков О.Кальвица и Ф.Леонгардта.

Спустя десять лет, осенью 1940 года произошло сразу четыре авиакатастрофы, связанные с авиаотрядом, базировавшимся в Бурятии, на озере Иркана.

Один из бортов — авиалодка Ж-7 разбилась во время перелёта в Иркутск на берегу озера Байкал, в районе бухты Фролиха. Погибли лётчик Евгений Ефимов, пассажиры профессор Орябинский и жена начальника авиабазы Каплан с пятилетним сыном. Выжил бортмеханик Николай Филатов.

Самая загадочная катастрофа в истории города связана с вхождением Восточно-туркестанской республики в состав Китая. В 1946 году глава республики Алихан Тура был вывезен в Москву, где долгое время удерживался «в гостях». Функции руководителя революционной республики взял на себя 35-летний Ахметжан Касими. В 1949 году он с ключевыми руководителями республики вылетает на переговоры в Китай. Маршрут проходит через города Кульджа — Алма-Ата — Иркутск — Пекин. Через некоторое время приходит известие, что самолет Ил-12 потерпел крушение под Иркутском и все погибли.

Как разместить новость на Тайшет24

Восточный Туркестан потерял независимость и вошел в состав Китая. Поскольку документальных подтверждений, что на борту находились члены правительства Восточного Туркестана нет, то бытует конспирологическая теория, что авиакатастрофы не было, а по договоренности между Китаем и СССР лидеры Восточного Туркестана были убиты.

К данному событию относят падение Ил-12 29-го авиаотряда МВС, который после дозаправки и ночевки 25 августа 1949 года вылетел из Красноярска, отказался от посадки в Иркутске, и проследовал в сторону Читы. Но, по неизвестной причине врезался в гору Кабанья в Бурятии, в 31 км от села Кабанск. Погибли все пять членов экипажа и девять пассажиров. Однако это произошло не в Иркутске и даже не на территории области, хотя во многих статьях местом гибели Касими фигурирует именно Иркутск. Это самая загадочная катастрофа в истории города падающих самолетов.

В 1949 году есть фактически подтвержденный факт гибели в Иркутской области самолёта Ил-12 в Нижнеудинском районе. Самолёт вёз почту и спецгруз. На борту было шесть членов экипажа и восемь сопровождающих. В результате авиакатастрофы выжил бортрадист-стажёр.

25 марта 1951 года самолёт ЛИ-2 выполнял рейс №451 Иркутск-Якутск. Все билеты на рейс были куплены сотрудниками 44-го отряда аэрологической партии. На борту находился также их груз весом 1 221 кг, в том числе одно место (ящик) весом 400 кг (перевозка негабаритного груза на пассажирских рейсах запрещается). Пассажиры размещались в передней части кабины. Груз – в задней части. Взлет был произведён в условиях снегопада при видимости 2 километра.

Запись переговоров с командной вышкой а/п Иркутск не производилась. По показаниям диспетчера командной вышки после взлета экипаж сообщил, что вошел в облачность на высоте 400 метров. Сразу после взлёта связь была потеряна. Самолёт обнаружили только через десять дней на склоне сопки в четырёх километрах от посёлка Искра (30 км восточнее иркутского аэропорта). Комиссия обнаружила на месте происшествия выжившего пассажира, который был тяжело ранен и находился в хвостовой части фюзеляжа. Он рассказал о том, что во время полёта была сильная болтанка. Посмотрев в окно и увидев пламя на моторе, мужчина молча встал и ушёл в хвост, где завернулся в чехлы. Сразу после этого последовал удар и он потерял сознание.

Погибли четыре члена экипажа и восемь пассажиров.

Самолёт ЛИ-2.
Самолёт ЛИ-2.

14 октября 1953 года экипаж 134 авиаотряда в аэропорту Иркутска сменил предыдущий экипаж для продолжения эстафетного рейса №9 Москва — Южно-Сахалинск. На борту находились 22 пассажира, в том числе четыре ребёнка. Погодные условия были обычными: ясно, видимость 15 километров, тёмная, безлунная ночь.

Через 50-60 секунд после взлета КВС (командир воздушного судна) встревоженным голосом передал: «Что там у вас? – вижу встречный самолет!».

Диспетчер командной вышки запросил: «Где видите встречный самолет?». Ответа не последовало и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.

В действительности за встречный самолёт КВС принял огни мачт, после чего совершил резкий манёвр отворота на высоте около 100 метров. В результате самолёт потерял высоту и упал. Погибли 4 из 28 человек.

Самолёт ИЛ-12
Самолёт ИЛ-12

18 ноября 1956 года иркутский авиаотряд получил новенький ИЛ-14. Самолёт перегоняли из Внуково через Свердловск и Новосибирск. При посадке в Иркутске отсутствие скоординированных действий экипажа, а также грубые ошибки КВС и бортмеханика привели к тому, что самолёт произвёл первое касание земли задолго до ВПП (взлётно-посадочной полосы).

Попытки исправить положение привели к тому, что борт ещё трижды касался земли. Это и привело к разрушению стоек шасси. В итоге самолёт врезался в забор у радиопеленгатора за 1550 метров до ВВП. Второй пилот погиб, остальные четыре человека остались живы. Самолёт восстановлению не подлежал и был пущен на запасные части.

Самолёт ИЛ-14.
Самолёт ИЛ-14.

28 ноября 1959 года военный Ан-12, приписанный к Витебскому авиаполку, после проведённого в Иркутске ремонта направлялся в часть. Сразу после взлёта с аэродрома авиазавода судно упало на землю. Погибли шесть членов экипажа и четыре техника.

Очевидцы из числа местных жителей, солдат и офицеров гарнизона Белая, находившихся в разных точках от места падения самолёта, наблюдали выход самолёта из облаков. Все они отмечали необычный вой двигателей и наблюдали за самолётом шлейф из чёрного дыма и пламени, а после удара о землю – сильный взрыв и столб пламени.

При ударе о землю самолёт полностью разрушился и сгорел. Отдельные детали самолёта силой взрыва разбросаны по линии падения самолёта на расстоянии до 600 метров. На месте падения образовалась глубокая воронка шириной 38,8 метров.

20 октября 1960 года самолёт ТУ-104А выполнял рейс Москва – Хабаровск. При подходе к Иркутску выяснилось, что погодные условия не позволяют принимать самолеты такого класса. Руководитель полётов с опозданием принял решение о перенаправлении на запасной аэродром – в Усть-Орду. Первым приземлился аналогичный самолет. Спустя 16 минут на посадку пошёл и хабаровский рейс. Однако при посадке не загорелась лампочка выхода передней стойки шасси. КВС стал подготавливаться к заходу самолета на второй круг. Бортмеханик высказал предположение о том, что лампочка просто перегорела, после чего КВС вновь понизил обороты двигателя. В итоге, когда показалась земля, мощности двигателей не хватило для набор высоты.  Самолёт оборвал провода ЛЭП на высоте 52 метра и ударился с левым креном всеми тремя опорами шасси о склон холма. Продвинувшись по склону 650 метров, самолёт загорелся. После эвакуации пассажиров фюзеляж почти полностью сгорел. Штурман, бортмеханик и бортрадист погибли. 4 члена экипажа и 15 пассажиров получили ранения. Все пассажиры — 61 человек — остались живы.

Самолёт ТУ-104А.
Самолёт ТУ-104А.

13 июля 1963 года самолёт ТУ-104Б выполнял рейс Пекин – Москва. На борту находились восемь членов экипажа и 27 пассажиров, из которых 22 человека были иностранцами (включая руководство посольства Албании в Китае; в том числе — посол с женой).

Выжили два человека. При посадке в условиях низкой облачности самолёт задел осветительную опору и упал на землю за 2,5 километра до взлётно-посадочной полосы. Первоначальные выводы о причинах катастрофы – ошибка диспетчеров, потом были отменены.

28 апреля 1969 года после грубой посадки в 600 метрах от ВПП списан Ту-104. Данных о жертвах нет.

25 июля 1971 года рейс Одесса – Владивосток выполнялся со сменой самолёта. В Новосибирске пассажиры сменили борт, пересев в ТУ-104Б. В Иркутске должна была произойти дозаправка, однако по невыясненной причине посадка оказалась чересчур жесткой. Произошло разрушение самолёта и пожар. Погибли 97 из 126 человек. Из числа погибших 36 человек умерли от отравления угарным газом.

13 ноября 1973 года грузовой самолёт ЛИ-2 Улан-Удэнского авиазавода выполнял служебный рейс Улан-Удэ – Уфа. В полёте возник пожар, ввиду чего экипаж совершил экстренную посадку у села Харат в 24 километрах от Усть-Орды. Самолёт сгорел, от отравления угарным газом скончалась одна пассажирка. Остальные – живы.

4 октября 1974 года в небе над взлётно-посадочной полосой в результате ошибки авиадиспетчера произошло столкновение АН-12Б (выполнявшего тренировочный полет) и АН-2, совершавшего рейс Иркутск – Казачинское. При наборе высоты в 200 метрах севернее ВПП АН-12 врезался в АН-2, который в результате развалился на части.

Погибли два члена экипажа и одиннадцать пассажиров АН-2. АН-12 направился на вынужденную посадку на реку Ушаковка. Приземлился в 4 километрах от ВПП в устье реки. При жёсткой посадке разрушился фюзеляж самолёта и оторвало два левых двигателя. Воздушное судно протащило 220 метров, при этом оно сбило грозоотвтодную мачту. Все пять членов экипажа остались живы.

Самолёт АН-12.
Самолёт АН-12.

9 февраля 1976 года рейс Иркутск – Новосибирск – Свердловск – Ленинград выполнялся на ТУ-104Б. Всего на борту было 114 человек, пятеро из которых летели «зайцами». Один, сын бортрадиста, находился в кабине, двое в переднем вестибюле, двое в туалете.

В результате резкого отрыва в сочетании со сносом вправо при движении по взлетной полосе самолёт, даже не набрав высоту, рухнул на взлётно-посадочную полосу в 232 метрах от точки отрыва, развалившись на три большие части.

При этом лишь грамотные действия экипажа корейского ТУ-154, заходившего в это же время на посадку, предотвратили большее количество жертв. Командир северокорейского ТУ-154, увидев заваливающийся самолёт, включил полную мощность на среднем двигателе и ушел от бокового контакта. Правда, часть обломков ТУ-104 попали в правый борт и правую плоскость. Погибли 9 из 10 членов экипажа и 15 из 104 пассажиров.

01 сентября 1978 года самолёт АН-2, выполнявший полёт Иркутск – Харанцы – Онгурен упал недалеко от пос. Харат. Причина не установлена. Предположительно, он мог попасть в атмосферный вихрь, приведший к сваливанию в спиралевидное падение. Погибли все находившиеся на борту люди — два члена экипажа и одиннадцать пассажиров. Поиски места катастрофы продолжались 7 дней.

06 августа 1986 года военный АН-12, выполнявший ночной тренировочный полёт, упал в 27 километрах от Иркутска в результате несогласованных действий экипажа. Погибли все шесть человек, находившихся на борту.

26 августа 1988 года Л-410, выполнявший перелет Батагай-Маган-Ленск-Киренск-Иркутск, разбился в 21 километре от аэропорта. Погибли два члена экипажа и два пассажира. На момент катастрофы продолжительность работы экипажа составляла 15 часов 26 минут, в том числе налет 8 часов 30 мин, что могло повлиять на безопасный исход полета из-за переутомления экипажа.

Самолёт Л-410.
Самолёт Л-410.

16 мая 1991 года военный самолет АН-8 потерпел катастрофу в аэропорту Иркутск-2 при заходе на посадку. Причинами стали ошибки в пилотировании и неполный экипаж (второй пилот после употребления алкоголя не мог находиться на рабочем месте и его работу выполнял бортмеханик). Погибли один из шести членов экипажа и один из трёх пассажиров.

14 июля 1992 года в 46 километрах от Иркутска совершил вынужденную посадку самолет АН-12Б авиакомпании «Магаданаэрогруз». Борт перевозил одиннадцать тонн рыбы и следовал для дозаправки в аэропорт Братска. Однако по метеоусловиям Братска был вынужден направиться в Иркутск. Из соображений экономии топлива экипаж отключил два двигателя. После полной выработки топлива и отказе двух оставшихся двигателей, самолет пошёл на вынужденную посадку без выпуска шасси и на пересечённой местности (на удалении 46 км от иркутского аэропорта). Пять членов экипажа и сопровождающий груз получили травмы, но остались живы.

3 января 1994 года ТУ-154 авиакомпании «Байкал», выполнявший рейс Иркутск – Москва после пяти неудачных попыток завести двигатель принял решение о взлёте. На высоте 4000 метров через 3 минуты 45 секунд после взлёта двигатель разрушился, вызвав пожар. Через считанные минуты неуправляемый самолет упал вблизи деревни Мамоны. Погибли девять членов экипажа, 115 пассажиров и один человек, находившийся на земле.

Место падения самолёта вблизи деревни Мамоны.
Место падения самолёта вблизи деревни Мамоны.

6 декабря 1997 года самолёт АН-124 «Руслан» упал сразу после взлёта с ВВП авиазавода по причине последовательного отказа трёх двигателей. Самолет, на борту которого находилось 23 человека (8 членов экипажа и 15 пассажиров) упал на жилые дома. На земле погибло еще 45 человек. Единого мнения о причинах отказа трёх двигателей до сих пор нет. На данный момент единственной причиной называется только взлёт с превышением допустимой массы (борт вёз два самолёта СУ-27 для ВВС Вьетнама).

В декабре 1997 года "Руслан" упал на жилой дом в Иркутске-2. Жители областного центра до сих пор с содроганием вспоминают эту авиакатастрофу.
В декабре 1997 года «Руслан» упал на жилой дом в Иркутске-2. Жители областного центра до сих пор с содроганием вспоминают эту авиакатастрофу.

26 июля 1999 года не смог взлететь грузовой самолет Ил-76ТД компании «Эльфэйр», выполнявший рейс Пекин – Иркутск – Пермь. Причина – превышение взлётной массы, что предопределило невозможность отрыва от ВПП. При заявленной массе груза 30040 кг, фактически она составляла 49750 кг. Самолёт выкатился за пределы ВПП на 1476 метров и сгорел. Все члены экипажа остались живы.

ИЛ-76 сгорел в полутора километрах от взлётно-посадочной полосы.
ИЛ-76 сгорел в полутора километрах от взлётно-посадочной полосы.

4 июля 2001 года самолёт ТУ-154, выполнявший рейс Владивосток – Иркутск, при заходе на посадку разбился вблизи деревни Бурдаковка. Происшествие было вызвано несогласованными действиями членов экипажа. Самолёт упал на лесную поляну, разрушился и сгорел. Все 145 человек, находившихся на борту, погибли в момент столкновения.

Пассажирский ТУ-154 упал из-за несогласованных действий экипажа в 42 километрах от Иркутска.
Пассажирский ТУ-154 упал из-за несогласованных действий экипажа в 42 километрах от Иркутска.

9 июля 2006 года рейс авиакомпании «Сибирь» по маршруту Москва – Иркутск выполнял аэробус А310-300. После посадки из-за ошибочных действий экипажа на скорости около 175 км/ч A310 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, пробил бетонный забор аэропорта, врезался в гаражные боксы и полностью сгорел. Погибли 5 из 8 членов экипажа и 120 из 195 пассажиров.

Аэробус А310 выкатился за пределы ВВП, врезался в гаражи и сгорел.
Аэробус А310 выкатился за пределы ВВП, врезался в гаражи и сгорел.

10 мая 2009 года во время охоты на медведей с вертолёта Bell 407 погиб в результате крушения губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Происшествие имело место во время попытки поднять на борт лебёдкой крупную тушу убитого медведя. Вертолёт обнаружен сгоревшим в районе урочища Малышкино в 18 километрах от находящегося на Байкале посёлка Листвянка и в 80 км от Иркутска. Также на борту потерпевшего катастрофу вертолета находились первый заместитель губернатора Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак.

26 декабря 2013 года при посадке в Иркутске-2 АН-12 1963 года выпуска, выполнявший рейс Новосибирск — Иркутск, задел верхушки нескольких берёз высотой до 20 метров и левой стойкой шасси ударился о крышу металлического ангара. Погибли все находившиеся на борту люди — шесть членов экипажа и три пассажира.

01 июля 2016 года пропал самолёт Ил-76 МЧС России, выполнявший тушение пожара в Качугском районе Иркутской области. Его обломки были обнаружены утром 3 июля в 145 километрах от Качуга.

Фото из открытых источников.

ИА «Тайшет24»

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Если вы хотите сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или заполните форму связи
Не копируйте текст!