Медиа. Интернет

Стыд и срам. Зачем районные газеты завышают свои тиражи

На дворе 21 век, который охарактеризован тем, что профессия трубочиста до сих пор жива только в одной стране мира, конные повозки как вид общественного транспорта ушли в прошлое, а мир информации настолько переформатировался, что печатные СМИ уже не занимают в общественной жизни той решающей роли, которая отводилась им всего-то лет двадцать назад. И только у тайшетской газеты «Бирюсинская новь», вопреки общемировым тенденциям, дела идут в гору. Её популярность у читателей хоть и перестала неумолимо расти, но продолжает сохраняться на прежних показателях. Ну а степень влияния, соответственно, остаётся беспрецедентной.

Во всяком случае, об этом нам говорят выходные данные местного издания, в которых утверждается, что тираж газеты составляет 4340 экземпляров. Если это действительно так, то тайшетским газетчикам впору установить прижизненный памятник. Ведь ещё пять лет назад, в августе 2013 года, газета выходила тиражом всего в 3740 экземпляров. И с тех пор он почему-то продолжал расти. В то же время у тысяч российских изданий тиражи катастрофически падают.


Те же «СМ Номер один», «Копейка» и «Пятница» потеряли за последние годы около половины тиража. Легендарная «Восточно-Сибирская правда», выходившая четырежды в неделю по 20 000 каждый выпуск, скукожилась до разового выхода тиражом в 13 000.

Популярнейшее иркутское издание «Автомаркет плюс спорт» вообще прекратило выпуск печатной версии и полностью ушло в интернет.

Та же участь постигла интереснейшие и крайне профессиональные федеральные журналы «Власть» и «Деньги» издательского дома «КоммерсантЪ», которые тоже полностью ушли в WEB.


Невообразимые успехи «Бирюсинки» однозначно говорят о том, что газета делает что-то героическое, идёт в ногу со временем и дышит с читателем одним воздухом.

Например, её журналисты совершенно внезапно вдруг занялись журналистикой. То есть интересы родного района и города, а также жителей – всех вместе взятых и по отдельности, неожиданно поставили во главу угла своей деятельности. Значит сотрудникам редакции стало наплевать на власть и её хотелки. Значит в газете появились разоблачительные материалы и настоящая аналитика. Значит газета начала бороться за справедливость, невзирая на лица.

В случае с нашим доморощенным изданием всего этого мы не наблюдаем. Тогда за счёт чего газета имеет устойчивый тираж и популярность?

Всё просто. В выходных данных этого СМИ, с большой долей вероятности, фигурируют сильно завышенные цифры.

Говоря по правде, рядовому обывателю эта кухня про тиражи газет и посещаемость сайтов до лампочки. Людям нужны новости и вкусные тексты об их жизни. Не более.

А циферки и прочие параметры являются определяющими для рекламодателей: для них принципиально важно, за какое количество контактов с потенциальными потребителями их рекламных сообщений они платят деньги.

Ведь, согласитесь, отдать 10 000 свободно конвертируемых рублей за четверть страницы в какой-нибудь местной газете, выходящей тиражом около 4500 экз., это совсем не то же самое, что заплатить эти же деньги за значительно меньшее количество читателей.

Экстраважным показателем является тираж и для чиновников, которые платят средствам массовой информации за донесение новостей различных администраций до читательской аудитории.

Представьте себе какого-нибудь случайно избравшегося на свой пост никудышного мэра вполне-таки нормального района. Представьте, насколько неуютно жить этому мэру, когда он понимает, что народ его ни во что не ставит! Единственный выход из ситуации – качественно служить людям и изо дня в день доносить до них информацию о том, что у него нет ни сна-ни аппетита, потому что избиратели живут хуже некуда, а он денно и нощно только и помышляет о том, чтобы их жизнь улучшить.

Те славные времена, когда каждый прыщ на ровном месте мог командовать средствами массовой информации и управлять их информационной политикой, остались где-то далеко.

Сегодня всё проще – заплатил изданию денег, оно тебя и облизало с головы до ног. В подавляющем большинстве случаев медиаменеджеры долго не ломаются (особенно в провинции) и за несколько десятков казённых тысяч рублей в месяц готовы любить никудышного мэра до самого изнеможения.

(Сама по себе такая практика представляется кощунственной: народные деньги без ведома народа уходят на то, чтобы власть этому самому народу вешала лапшу на уши.)

Правда, ко всеобщему счастью, встречаются и порядочные владельцы СМИ, не готовые продать душу дьяволу и за деньги прославлять хоть чёрта с рогами.

Ну так вот. Для чиновников тоже важно, за ЧТО именно они платят из бюджета за свой пиар – за 4500 пар глаз, которые, возможно, прочтут какие-то новости о них, или, предположим, за 2 500.

В случае с нашей родной газетой (которая всё же имеет весьма устойчивую аудиторию) есть самые серьёзные основания сомневаться в достоверности указанных в каждом номере издания сведений о тираже. По имеющимся сведениям, на «Бирюсинскую новь» во втором полугодии 2018 года через «Почту России» подписалось около 1200 человек.

В розницу – в киосках и магазинах – газету, возможно, приобретает примерно такое же количество людей. Не исключено, что есть ещё так называемые альтернативные подписчики, которые получают еженедельник непосредственно в редакции. Но их число вряд ли велико.

Поэтому, исходя из общепринятой медиапрактики , можно предположить, что фактический тираж тайшетской газеты вряд ли превышает 2500 экземпляров. А значит местное издание, по-видимому, просто вводит в заблуждение своих рекламодателей. Ну а вместе с ними — и чиновников, которые платят газете за свой пиар.

Хотя с точки зрения юриспруденции всё это явно склоняется к другой терминологии, гораздо круче, чем банальное слово «обман». Особенно если речь идёт о бюджетных деньгах.

И, пожалуй, ещё один штришок к портрету. «Бирюсинская новь» является чуть ли не единственной газетой в Иркутской области, которая печатается в одну краску, то есть не цветная.

В геопатогенном Чунском районе ситуация складывается совершенно другая. Там выходит два печатных СМИ (оба в полноцвете), которые тиражируются в одной и той же типографии в Братске, а значит имеют возможность напрямую контролировать друг друга в части представленных в выходных данных цифрах. Тираж обеих – по три тысячи экземпляров. И это очень похоже на правду. Но, понятное дело, еженедельно приблизительно по 300-500 экземпляров газет просто не раскупается и впоследствии сгорает в печи.

В Нижнеудинске базируется редакция небезызвестных «Очень нужной газеты» и «Времени местного». Причём, у них ситуация в точности та же, что и в Чуне: то есть газеты выходят заявленными тиражами в 6500 и 2500 экземпляров соответственно, а в печку отправляют те же 300-500 экземпляров каждую неделю.

А вот Нижнеудинская газета «Тракт» на рынке уже давно чувствует себя как минимум некомфортно. Печаль постигла журналистов сразу после выборов мэра района в 2015 году, на которых в качестве кандидата безуспешно выступил первый заместитель мэра и супруг владелицы «Тракта» Сергей Куклин.

После этого все многолетние наработки газетчиков, контакты и контракты внезапно куда-то испарились. Редакцию выселили из её исторического здания, а прежний тираж в 8000 экземпляров упал до 5000. Сохраняется он таковым до сих пор. Но, скорее всего, только на бумаге.

В ходе журналистского расследования буквально на прошлой неделе выяснилось, что в действительности нет никаких мифических пяти тысяч и из иркутской типографии в город на Уде доставляется не более 1800 экземпляров на маршрутке. Ну или газетчики возят свой продукт несколькими партиями, что весьма маловероятно. При этом на страницах газеты неустанно декларируется мысль о невообразимой крутизне газеты, а рекламодателям навязывается идея о сверхцелесообразности взаимодействия с изданием.

Не до конца понятно, зачем там же выпускается газета «Наше время Нижнеудинское», заявившая о тираже в пять тысяч. По словам распространителей, её вообще никто не покупает.

В части возможного несоответствия тиражей должен сказать своё слово Роскомнадзор, а вот касаемо того, что газетчики, вероятно, вводят в заблуждение рекламодателей, — здесь все карты в руки ФАСу.

ИА «Тайшет24»

Читайте также

Всемирный сбой в работе Интернета может произойти 11 октября

Как чай без заварки. «Бирюсинскую новь» уговаривают остаться

Телевизионные приставки начнут продавать в почтовых отделениях

Обсуждения