Происшествия

21 год назад в Иркутске на жилой дом упал самолёт «Руслан»

Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 21 год со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день.

6 декабря 1997 года в 14:42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. «Руслан» перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области Игорь Уткин рассказывал, что готовились к отправке «Руслана» заранее. На взлётной полосе находилось много пожарных расчётов.

— Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно — что-то идёт не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально… — вспоминает Игорь Уткин.

Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды – третьего. Экипажу не удалось удержать самолёт, и «Руслан» рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар. На место незамедлительно прибыли огнеборцы.

— Баки Ан-124 был полные, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, — рассказал Игорь Уткин.

Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днём она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки.

— Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести её домой, села посмотреть газеты. В это время как раз всё и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто тёмная яма. Всё в чёрном дыму. Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу. И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, — вспоминает Светлана.

Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий.

— В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, — вспоминает Игорь Уткин.

Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте трудились медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти. В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС . К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков тел погибших.

Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днём 7 декабря было принято решение уронить хвост самолёта на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолёта были убраны. 10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами.

— Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, — вспоминала через 20 лет Светлана.

Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО «Мотор сич» (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124), пишет РИА «Новости».

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведён храм Рождества Христова, первая служба в котором была посвящена памяти погибших.

ИА IrkutskMedia

Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Если вы обнаружили в статье неточность, сообщите, пожалуйста, в редакцию! E-mail: news@t24.su.

Обсуждения